ссылка

Белоруссия решила ответить «недружественным» странам – всё только начинается

Увеличить шрифт
А
А
А

Санкционная война, развёрнутая странами Запада против Белоруссии и России, продолжает набирать обороты. В условиях, когда Европейский союз, США и их сателлиты всеми силами стремятся уничтожить экономику Союзного государства, Минск и Москва оказались вынуждены принимать ответные меры. При этом, в отличие от европейских стран, делается это с оглядкой на национальные интересы и вне зависимости от того, насколько сегодня обезумели западные «партнёры».

Для Белоруссии существование под санкциями является привычным делом. Республика, которая напрямую зависит от экспорта своей продукции, уже не первый год противостоит рестрикциям ЕС и США, призванным разрушить местную экономику. Санкционное давление на Минск стало нарастать после президентских выборов в республике в августе 2020 года, а после начала российской спецоперации на Украине перешло в новую, более агрессивную фазу. Запад уже ограничил Белоруссии возможности работы и торговли практически во всех значимых отраслях экономики, в том числе в нефтепереработке и производстве калийных удобрений. Именно экспорт этих товаров напрямую зависел от стран Запада и Украины. В результате, поставки нефтепродуктов на европейском и украинском направлениях оказались заблокированы, а продажа калийных удобрений была серьёзным образом ограничена.

Немаловажным стало и финансовое давление на Минск. Брюссель и Вашингтон закрыли Минску доступ к иностранным инвестициям и рынку капитала, а все западные и международные валютно-кредитные организации отказались работать с Белоруссией. Кроме того, после начала российской спецоперации Минск был объявлен «соучастником» России, из-за чего на него автоматически стали распространяться и все антироссийские рестрикции. В частности, в страну был запрещён ввоз наличных банкнот евро, белорусские банки стали отключать от системы международных расчетов SWIFT, а некоторые организации Европы и вовсе перестали выполнять взятые на себя обязательства по сотрудничеству с республикой. Об этом, в частности, недавно сообщил президент Белоруссии Александр Лукашенко, напомнив о разрыве отношений с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который должен был финансировать проекты в сфере ЖКХ.

Ко всему прочему, в марте ЕС ввел санкции и против Национального банка Белоруссии (НББ), запретив операции, связанные с управлением резервами или активами, а также предоставление государственного финансирования для торговли и инвестиций в республику. Это означает, что часть золотовалютных резервов, которая хранилась в банках стран Евросоюза, перестала быть доступной для НББ до снятия ограничений. Правда, сегодня точно неизвестно, о каких суммах идет речь. По различным данным, из порядка $7,6 млрд белорусского ЗВР в иностранной валюте номинировано около $3,5 млрд, а остальное – это золото, специальные права заимствования и «другие активы». Однако любая потеря средств может серьёзно ударить по белорусской экономике, особенно на фоне продолжающихся санкций со стороны Запада. В данном случае следует помнить, что в апреле ЕС одобрили пятый с начала спецоперации РФ пакет санкций в отношении Белоруссии и России, в который попали и белорусские банки, а также транспортные компании – им запретили вести деятельность на территории Евросоюза. При этом отмечалось, что новые ограничения приняты «в связи с ситуацией в Белоруссии и причастностью Белоруссии к российской агрессии против Украины», а шестой пакет уже начал готовиться. Все это, а также многое другое вынудило Минск к ответным мерам, часть из которых, по всей видимости, координируется с Москвой.

В частности, ещё в марте Александр Лукашенко поручил правительству начать платить «недружественным» государствам в белорусских рублях. Тогда речь шла о кредиторах из стран, заморозивших в Белоруссии инвестиционные проекты и отказавшихся от финансирования экономики республики. Позже белорусский лидер потребовал не рассчитываться и по долгам банкам ЕС, которые отказались кредитовать строительство в стране объектов ЖКХ. Такие требования Лукашенко в конечном счёте вылились в законодательные акты, а в республике 6 апреля появился свой список «недружественных» стран, который оказался во многом схож с появившимся месяцем ранее российским, за исключением Андорры, Микронезии, Монако, Сан-Марино, Республики Кореи, Тайваня и Японии. В белорусский документ попали 39 «недружественных» государств, среди которых 27 стран ЕС, США, Великобритания, Канада, Норвегия, Исландия, Швейцария, Албания, Черногория, Северная Македония, Лихтенштейн, Австралия и Новая Зеландия. В отношении них Минск планирует вводить ответные меры, так как именно они являются главными инициаторами антибелорусских и антироссийских санкций.

Уже на следующий день Лукашенко подписал указ, приостанавливающий платежи резидентам из «недружественных» стран. Документом предусмотрено, что банки и иные финансовые организации республики обязаны «отказывать в приеме подаваемых такими резидентами самостоятельно платежных требований по исполнительным документам без акцепта плательщика». При этом отмечалось, что вина за происходящее лежит на странах Запада, так как Минск стремится защитить интересы «национальных субъектов хозяйствования от списания с их счетов средств по требованиям резидентов иностранных государств, совершающих в отношении белорусских юридических или физических лиц недружественные действия».

Кроме того, в Белоруссии решили взять на вооружение опыт России, где приняли решение принимать оплату за газ в российских рублях и выплачивать обязательства по иностранным кредитам в национальной валюте. Минфину республики было дано право проводить расчёты в белорусских рублях, если «недружественные» страны вводят ограничения, например замораживают реализуемые в Белоруссии инвестиционные проекты, временно прекращают их финансирование или лишают страну «возможности проведения расчетов по госдолгу в иностранной валюте». При этом в белорусском правительстве подчеркнули, что «исполнение своих обязательств по погашению основного долга и процентов по внешним государственным займам, привлеченным от МБРР, ЕБРР, СИБ, Белоруссия будет осуществлять в белорусских рублях по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на дату платежа». Правда, на сегодня неизвестно, пойдут ли на объявленные меры белорусские власти в реальности, либо данные решения пока являются предупреждением Западу.

Вместе с тем остаётся открытым вопрос о том, чем могут отозваться ответные меры для самой Белоруссии? Считается, что отказ от выплаты платежей по долговым обязательствам неминуемо приведет к «техническому» дефолту государства и его организаций (когда оно может платить, но не делает этого). Формально это станет причиной снижения кредитных рейтингов, отказа иностранных инвесторов от сотрудничества и даже исков и конфискации белорусского имущества за рубежом. И такое развитие событий могло бы стать проблемой для Белоруссии, если бы ранее  страну не отрезали от западных инвестиций, рейтинговые агентства не перестали бы работать в республике, а грабёж белорусского имущества не шёл полным ходом. Проще говоря, в нынешних условиях тотального санкционного давления и несоблюдения международного права со стороны стран Запада и Украины, технический дефолт в краткосрочной перспективе не изменит для Белоруссии ничего.

В 2022 году Минску необходимо вернуть по госдолгу более $3,23 млрд, из которых треть приходится на РФ и 11% – на контролируемый ей Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР). Еще 17% Минск должен отдать Китаю, а остальное – выплаты по обязательствам, возникшим в связи с эмиссией гособлигаций на внутреннем и внешнем рынках. Например, тому же Международному банку реконструкции и развития (МБРР) республика должна 483 млн белорусских рублей, или около $160-170 млн в зависимости от существующего курса. С учетом заявлений из Москвы о поддержке экономики Белоруссии и возможности рефинансирования долга проблем с выплатами в адрес РФ у Минска не возникнет, как и с Китаем, для которого валюта найдена будет. Что касается остальных кредиторов, то теперь это их головная боль – брать оплату в рублях или искать возможность снятия ограничений с республики и исключения из списка «недружественных» государств.

К сожалению, исходя их последних событий, сегодня вряд ли стоит рассчитывать на благоразумие Запада, так как белорусский вопрос оказался тесно увязан с глобальными проблемами, в центре которых лежит украинский кризис. Вместе с тем такое положение дел в какой-то мере развязывает руки белорусскому правительству, которое может направить высвободившиеся средства на поддержание своей экономики. В любом случае нынешнее противостояние еще очень далеко от своего разрешения, и главным виновником этого являются не Минск и Москва, а страны Запада.

3292
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

США никак не успокоятся: новые санкции против Белоруссии

Почему «День воли» белорусских «змагаров» – не более чем выдумка

«Слуцкое восстание» – ещё один миф белорусской оппозиции

Что в Белоруссии: многополярность, проверки боевой готовности и контуры амнистии

Белорусские добровольцы стоят на защите Донбасса

Саммит ШОС в Самарканде – шаг в новую реальность для Белоруссии

Сентябрь 1939 года в истории Белоруссии

Предатели не нужны никому: у беглой белорусской оппозиции начались большие проблемы

Белорусы на Украине стали жертвами дичайшей ксенофобии

https://odnarodyna.org/article/belorussiya-reshila-otvetit-nedruzhestvennym-stranam-vsyo-tolko-nachinaetsya