Партизанский кулак в Белоруссии крепко бил гитлеровцев и их пособников
Фашистская оккупация поставила жителей советской Белоруссии перед выбором: склонить голову под ярмо жестокого врага, превратившись в бессловесных рабов, или организовать сопротивление, чтобы помочь Красной Армии. Подавляющее большинство выбрало путь борьбы, тем самым сознательно жертвуя жизнью ради освобождения Родины.
Ещё в период летних боёв 1941 года советское правительство задумалось об организации партизанского движения в тылу врага. Партийные ячейки обсуждали стратегию борьбы на местах, создавали склады с оружием и провиантом, организовывали агентурную сеть в городах и сёлах. При подборе кадров упор делался на коммунистов, а также на членов молодёжных советских организаций. Военное руководство предполагалось передать командирам и комиссарам Красной Армии, оказавшимся на оккупированной территории. Некоторых ценных специалистов на самолётах перебрасывали из свободной части Советского Союза.
Первые партизанские отряды начали свою деятельность ещё в июне 1941 года. Костяк их составили бойцы Красной Армии, попавшие в окружение и стремившиеся продолжить борьбу с гитлеровцами. Партизаны совершили в тылу врага несколько диверсий, которые стали практикой для нарождающегося народного сопротивления.
Самыми известными партизанскими вождями, начавшими борьбу уже в первые месяцы вторжения, стали Ф. И. Павловский и Т.П. Бумажков (Отряд «Красный Октябрь»), М.Ф. Шмырёв («отряд батьки Миная») и В.И. Корж (Пинский отряд). Эти части прошли всю войну и нанесли фашистам огромный урон.
Третьего июля 1941 года к населению захваченной немцами территории обратился И. Ф. Сталин, который призвал вести: «партизанскую войну везде и всюду…, создавать невозможные условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».
Большим подспорьем для создания партизанских отрядов стало то обстоятельство, что местное население целиком и полностью было на стороне советской власти. В годы войны немцы пытались формировать из предателей особые полицейские и общевойсковые части, однако наткнулись на тотальную враждебность белорусов. К слову, им так и не удалось организовать из местных ни одной боеспособной части, к карательной деятельности приходилось спешно привлекать украинцев и прибалтов. Отчаявшись снискать симпатии белорусов, оккупационная власть для вида сформировала несколько показательных коллаборационистских отрядов, которые при наступлении Красной Армии рассыпались без боя.
Партизанские отряды в Белоруссии по своей организации мало отличались от регулярной армии. Во главе каждого отряда стоял командир, в оперативной деятельности ему помогал начальник штаба, а политическую работу осуществлял комиссар. В частях совершенно не было того, что мы привыкли считать «партизанщиной» – анархического своеволия, отсутствия строгой дисциплины, фамильярности высших и нижних чинов. Все действия партизан были строго расписаны, за проступки полагались суровые наказания, в том числе и смертная казнь. Каждый боец перед вступлением в отряд давал присягу, которая обязывала его отдать жизнь за свою Родину и беспрекословно подчиняться приказам руководства.
В 1941-м году численность партизанских отрядов была ещё не очень значительной. Чаще всего отряд состоял из 50-60 бойцов во главе с командирами. Принято считать, что в этом году в партизанские отряды вступило 12 тысяч человек, однако точное число неизвестно. Численность партизанских отрядов не оставалась неизменной и постоянно росла. Их каждый день пополняли беглецы из гетто, деревенские жители, а также спасшиеся военнопленные. Иногда партизаны специально организовывали акции по освобождению заключённых из тюрем. В конце войны около 400 тысяч человек в Белоруссии сражались с фашистами в составе партизанских соединений.
В начале 1942 года структуру партизанского движения стали менять в сторону большей централизации. В апреле были созданы специальные курсы для подготовки ценных специалистов для заброски в Белоруссию, а в мае был организован Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД), во главе которого стал первый секретарь ЦК КП(б)Б Пономаренко П.К. Штаб полностью координировал деятельность всех партизанских соединений, обеспечивал связь между отрядами, а также продумывал акции возмездия против немецких гарнизонов, отрядов карателей и полицаев.
Для формирования больших соединений в 1942 году было принято решение о создании партизанских бригад. Они объединяли несколько отрядов, располагались на большой территории и могли осуществлять масштабные действия. Эти бригады иногда занимали целые районы. Для борьбы с ними немцы были вынуждены привлекать не только пехотные, но и танковые подразделения. Первая партизанская бригада была подчинена Ф.И. Павловскому, который к тому времени завоевал авторитет своими действиями во главе «Красного Октября».
Чтобы получать боеприпасы, партизаны оборудовали аэродромы, на которые постоянно прилетали самолёты с «большой земли». В общей сложности был построен 41 аэродром, а также 83 пункта приёма грузов на парашютах.
Таким образом, была создана достаточная материальная база для партизанских действий, которая позволяла эффективно бить врага.
Уже первые бои с партизанами дорого обошлись фашистам. В частности, 20 июля 1941 года был атаковал штаб 121-й пехотной дивизии вермахта, среди погибших числился и командир дивизии генерал Лансель. 3 ноября 1942 был подорван 137-метровый железнодорожный мост через реку Птичь (участок Брест – Гомель), его восстановление заняло 18 суток. Одной из самых масштабных партизанских акций стал прорыв под Ушачами, осуществлённый во время проведения карательной экспедиции «Весенний праздник». Широко известна операция «Рельсовая война», в ходе которой были подорваны многие железнодорожные мосты с идущими по ним поездами. Кроме того, партизаны организовывали постоянные рейды по тылам противника, уничтожая гарнизоны и разрушая вражеские коммуникации. Всего же за время войны народные мстители уничтожили 11 тысяч поездов и 34 бронепоезда, разрушили более 5000 мостов, убили или ранили 500 тысяч солдат вермахта.
Оккупационное правительство с самого начала порывалось покончить с партизанским движением, однако терпело неудачи. Партизаны располагались в труднодоступных местах, покрытых густыми лесами и болотами. Они знали все входы-выходы из своих укрытий, имели свою агентуру в городах и сёлах. Попытки запугивать партизан «акциями возмездия» – уничтожением гражданского населения – только озлобляли народных мстителей, которые после каждой расправы отвечали врагу новыми вылазками.
Когда фронт подкатился к Белоруссии в конце 1943 года, то разгром партизанского движения стал для фашистов вопросом первостепенной важности. Начались масштабные карательные мероприятия с вовлечением большого количества войск вермахта, СС и полиции. Все они носили поэтические названия «Волшебная флейта», «Зимняя сказка», «Весенний праздник». Несмотря на то, что в некоторых местах карателям удалось потеснить партизан, свою главную задачу по нейтрализации противника они не выполнили.
В период операции «Багратион» партизаны приняли самое непосредственное участие в добивании отступающего противника. Они наносили молниеносные удары в тылу, взрывали железнодорожные пути перед самым носом фашистской техники, уничтожали штабы вермахта. Всё это оказало существенную помощь наступающей Красной Армии.
140 тысяч белорусских партизан были награждены медалями и орденами, 88 стали героями Советского Союза. Многие из них вступили в ряды регулярной армии и приняли участие в освобождении Европы, чтобы увенчать свои подвиги взятием Берлина. Таким образом, вклад партизан в победу над фашизмом сложно переоценить, а их деятельность воспета в сотнях произведений, среди которых самыми известными являются книги Василия Быкова и Алеся Адамовича. Почти каждый житель Белоруссии может гордиться тем, что в его жилах течёт партизанская кровь, память об этом передаётся по наследству.
Заглавное фото. Партизаны ведут бой с фашистами на околице деревни