ссылка

Потерю Севастополя Черноморский флот России ничем не компенсирует

Увеличить шрифт
А
А
А

В настоящее время в Севастополе дислоцируются 50 кораблей Черноморского флота России, в том числе: штаб Черноморского флота, 30-я дивизия надводных кораблей, 11-я бригада противолодочных кораблей, 197-я бригада десантных кораблей, 112-я бригада разведывательных кораблей, 41-я бригада ракетных катеров, 68-я бригада кораблей охраны водного района, 9-я бригада судов обеспечения, 37-я бригада спасательных судов, 63-я бригада ремонтируемых кораблей, 81-й полк морской пехоты, 17-й арсенал ВМФ.

В Крыму также находятся 854-й отдельный береговой ракетный полк, 13-й и 91-й судоремонтные заводы, 1096-й зенитно-ракетный полк, 130-й центр радиоэлектронной разведки, 300-й отдельный батальон охраны, 1472-й военно-медицинский клинический госпиталь, 115-я комендатура охраны и обеспечения. В Каче - базируются 917-й смешанный авиаполк, 872-й отдельный противолодочный вертолетный полк, 859-й учебный центр морской авиации, отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения. В Гвардейском – 43-я отдельная морская штурмовая авиаэскадрилья. В Отрадном размещен 219-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы.
 
***
 
Судя по всему, президент Украины В. Ющенко, вопреки всем существующим соглашениям, нацелился на скорейшее изгнание из Крыма российского Черноморского флота. На политические решения Ющенко, помимо прочего, влияют стремление во чтобы то ни стало втянуть Украину в НАТО, роль «крестного отца наследника Президента Грузии», а еще - коммерческие интересы Лакшми Миталла. О некоторых из возможностей индийского магната поведал публике член правления и глава администрации по кадрам и связям с общественностью "Mittal Steel Кривой Рог" Франк Паннир, заявивший, что транснациональный концерн купит за четыре миллиарда долларов один из крымских морских портов, - разумеется, "при соответствующем разрешении правительства". В том, что Миталл это разрешение получит, сомневаться не приходится - он один из главных спонсоров "оранжевых". По мнению наблюдателей, Лакшми Миталла интересуют Керченский, Ялтинский и, особенно, Феодосийский и Севастопольский морские порты.
 
 
 
О вынашиваемых украинской стороной планах организации транзита российских и казахских грузов через крымские порты (в ущерб интересам России) говорит и Ласло Сабов - директор компании Black Sea Shipping Service Ltd (1). Дело за малым - выдавить российские базы из Крыма, одновременно осложнив ситуацию в Новороссийской ВМБ. Украина за аренду Черноморского флота от России получает около 98 млрд. долларов ежегодно, а Лакшми Миталл уже сейчас предлагает в три раза больше.
 
В то же время, выполняя перед Михаилом Саакашвили «обязанности крестника его наследника», Украина уже поставила Грузии: 31 танк Т-72, 20 БТР-80, 40 БМП-2, 12 самоходных гаубиц «Акация», 10 самолетов Л-29, 9 вертолетов Ми-24, 2 Ми-8МТ, 2 Ми-4, комплекс РТР «Кольчуга», запасные части для вертолетов, 2 инженерные машины заграждения ИМР-2, 2 путепрокладчика БАТ-2. Киев успел поставить Тбилиси радиолокационные комплексы 36 Д6М, 4 зенитных ракетных комплекса «Оса–АКМ», четыре боевых катера советской и новоукраинской постройки (проектов 205П, 206МР, и 306).
 
На весну 2008 года, по данным Минобороны России, украинские госкомпании планировали отправить в Грузию еще 25 БТР-80, 20 БМП-2, 6 ЗРК «Бук» (судя по тому, что именно этими ЗРК были сбиты российские самолеты, поставка состоялась), 50 ПЗРК семейства «Игла» и около 400 ракет к ним, 300 снайперских винтовок СВД, 10 тыс. автоматов АК-74, 1 тыс. РПГ-7В, 60 млн. патронов 5,45х39, 30млн. патронов 7,62х39, 5 тыс. выстрелов к РПГ-7В, а также противотанковые мины – 25 тонн, противопехотные мины - 70 тонн, 100 двигателей для танков Т-55 (2). В первой половине 2008 года автомобильный завод из Кременчуга поставил в Грузию полторы сотни армейских большегрузных автомобилей Краз-6510, засветившихся в ходе недавнего вооруженного конфликта на Кавказе.
 
Львиную долю поставок украинского вооружения режиму Саакашвили оплачивали за Грузию американцы. Товарооборот Украины с Соединенными Штатами до конца 2008 г. может составить 5,3-5,5 млрд. долларов. Десятую часть этого товарооборота Украина получила за вооружение, проданное в Грузию (3).
 
***
 
Главный штаб ВМФ РФ считает, что планов досрочного вывода сил Черноморского флота из Украины нет. Соглашение об аренде флотом территории Крыма действительно до 2017 года.
 
В то же время еще в 1994 году на территории Краснодарского края был образован Новороссийский военно-морской район, а в 1997 году НВМР преобразовали в военно-морскую базу (НВМБ) в составе Черноморского флота России. В настоящее время в состав базы входят соединение кораблей охраны водного района, береговое ракетно-артиллерийское соединение, части тыла и судоремонта, а также ряд подразделений и служб обеспечения. Ранее зона ответственности Новороссийской ВМБ простиралась от государственной границы с Грузией на Черном море до госграницы с Украиной на Азовском море (4). Сейчас - от государственной границы с Абхазией на Черном море.
 
 Условия базирования в Новороссийской военно-морской базе значительно хуже, чем в Севастополе. Зимой, в период штормов (с ноября по март) причалы на краю Цемесской бухты в зоне основного причального фонда базы не защищены ограждающими молами; стоять пришвартованным у них судам небезопасно, приходится бороться с постоянным обледенением или пережидать шторм в море. Севастополь выгодно отличается от Новороссийска не только хорошим причальным фондом, но давно функционирующей всей необходимой береговой инфраструктурой.
 
В России не существует таких благоприятных условий для подготовки летчиков палубной авиации, как на Черном море. Именно поэтому в свое время в Саках был создан известный учебно-тренировочный комплекс НИТКА. Но Украина не всегда разрешала тренироваться полку морской авиации, поэтому было принято решение о строительстве нового комплекса подготовки палубных летчиков на территории России. В ближайшее время работы будут развернуты в Ейске. Возможно базирование существующего и перспективного авианесущего крейсера в Новороссийске.
 
В настоящее время российским правительством при поддержке руководства Министерства обороны и командования Военно-морского флота реализуется федеральная целевая программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 годов», которая предполагает дальнейшее совершенствование морской и береговой инфраструктуры. В течение десяти лет район побережья и прилегающая к нему акватория должны быть оборудованы под базирование и ремонт всех типов кораблей и маневр силами флота. Это предполагает оборудование причалов длиной несколько километров и глубиной у причальной стенки до 13–14 метров, размещение погрузочно-разгрузочных средств, складов боеприпасов, прокладку трассы трубопроводов и нефтехранилища, подвод железнодорожных путей и энергетических линий. Для ремонта кораблей будут сооружены сухие доки и пирсы длиной в несколько километров. Кроме того, намечены оборудование и развертывание системы ПВО, позиции береговых ракетных частей, наблюдения, заграждения. Планируется, что к 2010 году завершится строительство ограждающих молов причального комплекса, которые, наконец, обезопасят стоящие у новых причалов корабли от штормовых волн. Появится не только возможность круглогодичного базирования всех кораблей в Новороссийске, но и возможность приема здесь кораблей первого ранга.
 
Уникальность целевой программы «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 годов» состоит в том, что, возможно, российский флот будет выведен из Крыма в 2017 году, а база в Новороссийске окончательно готова… только в 2020 году.Спрашивается: где будет находиться часть флота с 2017-го по 2020 год?
 
Вопрос о перебазировании Черноморского флота на военно-морскую базу в Тартусе (Сирии) еще более сложен. Сирия в обмен на поставки вооружений дала согласие на расширение военно-морского присутствия России в Средиземноморском регионе. Начато углубление дна в сирийском порту Тартус, где в советские времена корабли 5-й оперативной флотилии проводили ремонт и пополнение материальных запасов. 5-я оперативная флотилия покинула Средиземное море осенью 1991 года. В 1999 году в Тартуский порт на короткое время заходили разведывательные суда Черноморского флота, осуществлявшие слежение за кораблями НАТО, участвовавшими в войне против Югославии. В нынешнее время в Тартусе дислоцируются пункт материально-технического обеспечения и временного базирования Черноморского флота (одна плавмастерская) и три плавучих причала ПМ-61. Одновременно российскими специалистами начаты работы по расширению порта и строительству причала в Латакии.
 
Не исключено, что в дальнейшем опорный пункт российского флота в Сирии будет расширен и превращен в российскую военно-морскую базу. Конечно, наличие постоянной базы российского флота в Средиземном море решает попутно еще несколько стратегических задач. Во-первых, облегчает размещение боевых кораблей обеспечения после завершения срока аренды базы Черноморского флота в Севастополе. Во-вторых, в случае осложнений обеспечивает выход части сил Черноморского флота. И наконец, позволяет не только усилить военно-морское присутствие России на постоянной основе на Ближнем Востоке, но и обеспечить безопасность с моря большей части сирийской территории.
 
По неподтвержденным данным, командование российского Военно-морского флота планирует сформировать эскадру из боевых кораблей Черноморского флота во главе с ракетным крейсером «Москва». Эскадра будет действовать в Средиземном море на постоянной основе. Возможно, для защиты базы и прикрытия с воздуха будут развернуты ракетные комплексы большой дальности С-300 ПМУ-2 «Фаворит», которые будут эксплуатироваться российскими военнослужащими. Предполагаемая аренда ВМБ обойдется России примерно в 400-450 млн. долларов в год.
 
На переходы из Черного в Средиземное море и обратно затрачиваются большие средства, невосполнимые моторесурсы кораблей. И база на побережье в Сирии могла бы значительно сэкономить эти ресурсы. Однако именно по экономическим показателям трудно представить, что Россия может одновременно выделять средства на оборудование двух военно-морских баз в Новороссийске и Тартусе, как бы это ни было выгодно в геополитическом плане и как бы этого не хотелось некоторым политикам.
 
Понятна ностальгия нынешнего командования ВМФ России по былому могуществу советского Военно-морского флота, когда оперативная бригада Северного флота использовала для базирования порты Конакри (Гвинея) и Луанду (Ангола). В Индийском океане 8-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота имела пункты материально-технического обеспечения в портах Аден и островах Сокотра (Йемен), Дахлак (ныне Эретрея), Бербера (Сомали). Сегодня же реально можно говорить только о каком-то усилении пункта материально-технического обеспечения Черноморского флота в Тартусе для решения оперативно-тактических задач.
 
Наконец, уже сейчас обсуждается возможное размещение российских боевых кораблей на абхазском побережье. Ставится вопрос о военно-морской базе или, как минимум, пункте ремонта в Абхазии. Приемлемыми для базирования Черноморского флота считаются порты Сухуми и Очамчира (как база ремонта).
 
***
 
Главный вывод, который может быть итогом всего вышесказанного, состоит в следующем: потеря Севастополя как главной базы Черноморского флота России не может быть компенсирована никаким иным вариантом базирования флота.
_____________________
(1) «Портовые мощности Азово-Черноморского бассейна: развитие и конкуренция". Выступление на III-м международном форуме "ЮгТранс-2008.
 
(2) Виталий Денисов. Кто вооружал Грузию. «Красная звезда», 11.08. 2008г.
 
(3) Товарооборот Украины со США. Киевский центр политических ислледлований.10.09.2008. http://www.analitik.org.ua/current-comment/economy/48c79e550936c/
 
(4) Виктор Пятков. Южный форпост России. «Красная звезда» 16.09.2008 г.
693
Поставить лайк: 356
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/content/poteryu-sevastopolya-chernomorskiy-flot-rossii-nichem-ne-kompensiruet