Таможенный союз не участвует в европейских играх украинских верхов
Немногим более года осталось до начала работы Евразийского экономического союза - 1 января 2015 года Таможенный союз переходит в иное, более высокое качество. И состоявшееся в Минске 24-25 октября заседание Высшего Евразийского экономического совета примечательно в том смысле, что приняты решения, необходимые для такого перехода. Достигнуты договорённости о постепенном снятии остающихся ещё ограничений в торговле между странами-членами ТС, о постепенном выравнивании торговых балансов Казахстана и Белоруссии в торговле с РФ, о поэтапном переходе к принятию в виде стандартов услуг наиболее продвинутых образцов членов ТС. Одобрен модельный закон, направленный на сближение правового регулирования в области конкурентной политики Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации.
В целом ситуация в ТС даёт все основания президенту РФ В.В.Путину утверждать: «На фоне общего замедления темпов роста в мире макроэкономические показатели «тройки» - России, Белоруссии и Казахстана – выглядят вполне приемлемо, удовлетворительно. В первом полугодии 2013 года валовой внутренний продукт вырос на 1,7 процента. Взаимный товарооборот в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, без учёта топливно-энергетической продукции, в январе–августе прибавил 2 процента».
Завершается кодификация правовой базы Таможенного союза, Единого экономического пространства, в финальную стадию входит процесс согласования текста Договора о Евразийском экономическом союзе. Сам ТС уже стал полноценным субъектом международных отношений, о чём свидетельствует интерес всё большего числа стран, желающих наладить тесные торгово-экономические отношения с будущим Евразийским экономическим союзом (ЕАС).
Так, Армения и Киргизия уже выразили намерение присоединиться к евразийскому интеграционному проекту, в чём члены ТС их поддержали. Турция и Индия проявили интерес к заключению соглашения о зоне свободной торговли с ТС. Ранее о том же заявил Вьетнам.
В целом в Таможенном союзе идёт энергичная и в то же время спокойная, будничная работа по созданию условий, продвигающих эту организацию к превращению в один из мировых центров экономической силы.
Интерес стран, которые никогда не входили в состав СССР, к зоне свободной торговли с ТС понятен. Между ними и участниками ТС ещё нет многочисленных и сложных кооперационных связей, они не участвуют в производственно-технологических цепочках с производителями ТС, не занимают определённую нишу в разделении труда, сложившемся между странами-членами ТС. Всё это им ещё, возможно, предстоит сделать, если после создания ЗСТ с ТС та или иная страна пожелает вступить в ЕАС.
Абсолютно иная ситуация у Украины, экономика которой из всех бывших союзных республик наиболее тесно была интегрирована с экономикой РФ и двух других участников Таможенного союза, составляла с ними единый экономический комплекс с массой межпроизводственных, межотраслевых и внутриотраслевых связей.
Исходя из логики экономического развития Украины, она-то в первую очередь вместе с РФ и должна быть соорганизатором и двигателем евразийской интеграции и среди первых оформить членство в ТС.
Вместо этого Украина втянута в ситуацию с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, частью которого станет двусторонняя зона свободной торговли, несущая колоссальные вызовы, риски и прямые угрозы украинской экономике и благополучию украинских граждан.
Стремлению украинских верхов заполучить для некоторых «приближенных» к власти ФПГ выгоды в Евросоюзе, а остальную и лучшую часть экономики Украины (высокотехнологичные производства, производства продукции с высокой добавленной стоимостью) оставить в рамках преференциального доступа к рынку Таможенного союза, не вступая в него и не беря на себя никаких обязательств, получило из уст президента РФ В.В.Путина принципиальную оценку всех трёх участников Высшего Евразийского экономического совета: «Присоединение Украины к странам таможенной «тройки» после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС невозможно»…
Зона свободной торговли Украины с Евросоюзом означает резкое снижение до минимальных величин (а в некоторых случаях – обнуление) ввозных пошлин для продукции ЕС. Украина должна будет «из 10,5 тысячи импортных таможенных тарифов (примерно, я сейчас могу ошибиться) 7666 тарифов обнулить с момента вступления этого Соглашения в силу, а оно может вступить в силу уже в начале следующего года, где-то в феврале. Ещё через три года раскрытие рынка будет где-то на 85,5 процента, а ещё через несколько лет – на 98,5 процента. Мы считаем, что такое раскрытие рынка для нас очень опасно, неприемлемо на сегодняшнем этапе развития нашей экономики», - подчеркнул президент В.В.Путин.
Поспешное открытие украинского рынка более конкурентоспособным товарам из ЕС приведёт к обвальному падению внутреннего спроса на продукцию украинских производителей. А чтобы завоевать рынок ЕС, украинские товары должны быть приведены в соответствие с техническими регламентами Евросоюза. Для этого в свою очередь необходимо переоснащение под европейские техрегламенты производств всех отраслей экономики. Глава украинского Кабмина Н.Я.Азаров называет сумму капиталовложений на модернизацию и приспособление украинских производств к техрегламентам ЕС – порядка 160 млрд. евро. Таких средств у Украины нет и в среднесрочной перспективе не предвидится. Следовательно, потеряв свой рынок, украинские производители рынок Евросоюза не приобретут. В такой ситуации украинские товары начнут вытесняться на другие рынки, прежде всего на рынок Таможенного союза.
«Поэтому, - разъяснил президент РФ, - мы оставляем за собой право использовать протокол №6 договора о зоне свободной торговли, для того чтобы свой рынок защитить. … Это не значит, что мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров. Но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли, а на них будет распространено правило так называемого режима наибольшего благоприятствования. То есть в такое же положение будут поставлены товары украинского производства, как и всех других стран мира – членов ВТО».
В.В.Путин обратил внимание на ещё один риск, вызывающий тревогу у всех участников Таможенного союза, а не только России. «Одно из положений гласит, что при конечной сборке на территории Украины товар будет считаться украинского происхождения, даже если он произведён из комплектующих стран ЕС. Это что такое? Это «отвёртка» называется, «отвёрточная сборка». А мы не хотим отвёрточную сборку иметь на своей территории в массовом масштабе. Мы добиваемся от наших партнёров и практически добились уже, если, скажем, в сфере машиностроения мы осуществляем общие проекты, чтобы это были проекты с глубокой степенью локализации – 60–70 процентов. И мы об этом договорились. Скажем, в области автомобильной промышленности работают все наши основные мировые партнёры, мировые бренды. Мы не хотим, чтобы с заднего крыльца мы получили какой-то «подарок» в виде «отвёртки». Об этом тоже надо подумать. И это, кстати говоря, может существенно осложнить наше сотрудничество в таких высокотехнологичных сферах, как авиация, космос, судостроение – машиностроение в целом».
Указанное положение из договора о ЗСТ Украины с ЕС превращает украинскую экономику в несамостоятельный, обслуживающий, придаточный сегмент экономик ведущих государств-членов Евросоюза, что резко расходится с курсом ТС на формирование самостоятельных, самодостаточных и высокотехнологичных экономик всех участников будущего ЕАС.
Итог расширенного заседания Высшего Евразийского экономического совета для Украины неутешителен. ТС подтвердил свою принципиальную позицию, отказавшись участвовать в играх украинских верхов с брюссельской бюрократией в кошки-мышки, о чём и сказал российский президент на пресс-конференции, имея, в частности, в виду стремление Киева усидеть на двух стульях: «…мы сегодня договорились с Виктором Фёдоровичем, мы проведём, конечно, консультации с украинскими партнёрами в соответствии с правилами, изложенными в договоре о зоне свободной торговли, но оставляем за собой право применить те меры защиты, о которых я уже сказал».