Бунт непоминающих: Церковь Украины перед угрозой нового раскола?
На днях мне позвонил знакомый. Он был взволнован. Как-будто слегка задыхаясь, он спросил: «Что вы думаете по главному вопросу?» С этим человеком долгое время мы ходили в один храм, исповедовались у одного священника и причащались от одной Чаши. Это был не «захожанин», а верующий и вполне грамотный православный христианин.
Однако в ходе разговора выяснилось, что, спрашивая о главном, мой знакомый имел в виду не спасение во Христе, не избавление от дьявольских соблазнов так называемых «европейских ценностей», а совсем другое. Его интересовало, поминают ли в нашем храме за Богослужением Святейшего Патриарха Московского Кирилла. А когда я сказал, что поминают, он очень огорчился.
По его словам, молитва к Богу за Патриарха Кирилла теперь недопустима, так как он не осудил публично политику российского руководства в отношении Украины. Все мои слова о том, что в Церкви есть свои законы, которые нельзя самочинно нарушать, что патриархов ставит Сам Христос, что мы годами называли Святейшего Кирилла Господином и Отцом, а осуждение отца есть грех Хама – всё это мой старый товарищ не захотел услышать. Он дал понять, что поддержка армии и защита державы для него сейчас самое важно. Я спросил: «Даже важнее Господа?». Он ничего не ответил и быстро закончил разговор.
Сегодня Украинская Православная Церковь Московского Патриархата столкнулась с новой опасностью. Возьму на себя смелость сказать: эта опасность значительнее, губительнее для христиан, чем гонения и захваты храмов. Ряд священников и епископов (среди которых есть и правящие архиереи) заявили, что после 24 февраля 2022 года отказываются от поминания в молитвах Патриарха Кирилла. Подобное происходит в епархиях УПЦ МП на Сумщине, Закарпатье, Житомирщине, Ровенщине и Винничине. В Сети распространяются видеоролики, где юные батюшки и диаконы напрямую дерзают обращаться к главе крупнейшей в мире Поместной Церкви, мол, я вас не поминаю, и, вообще, подумываю, не выйти ли мне из УПЦ.
Больше того, всё чаще появляются обращения к Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию с требованием провозгласить автокефалию. А известный своей подрывной работой внутри УПЦ, и почему-то до сих пор пребывающий в сане, архимандрит Кирилл (Говорун), заявил, что поминовение на Литургии митрополита Онуфрия, пока он сам поминает Патриарха Московского, означает «опосредованное поминовение Патриарха Кирилла».
Что это? Бунт? Помутнение ума и совести?
Ответ на эти вопросы дал 2 марта 2022 года Его Святейшество Патриарх Кирилл. Он напомнил священнослужителям, испугавшимся режима Зеленского и подменившим христианство национализмом историю настоятеля храма в Берлине, который продолжал молиться за предстоятеля Русской Церкви даже во время Второй Мировой войны. Вот, что написал Святейший Кирилл митрополиту Сумскому и Ахтырскому Евлогию (Гутченко):
«Сожалею о Вашем решении прекратить поминовение Патриарха Московского и всея Руси за богослужением. Хотел бы привести в пример протоиерея Григория Прозорова, который не прекратил поминовение имени митрополита Сергия, совершая до 1942 года, то есть, до своего ареста и кончины, богослужения в единственном храме МП в Берлине во время войны.
Прекращение поминовения Предстоятеля Церкви не из-за вероучительных или канонических ошибок, или заблуждений, а из-за несоответствия тем или иным политическим взглядам и предпочтениям – это раскол, за который каждый, кто его учиняет, ответит пред Богом и не только в веке будущем, но и в нынешнем».
Обратим пристальное внимание на последние слова письма. Это раскол. Для людей Церкви – слова страшные. А для тех, кто пока не переступил порог православного храма, попробую пояснить.
Авторитетный канонист, священноисповедник Никодим (Милаш) писал:
«Раскол состоит в отказе некоторых лиц в послушании законной иерархии. За раскол канонические правила подвергают духовных лиц извержению, а мирян, следующих расколу, отлучению».
Основанием для столь суровых действий служат Правила 13–15 Двукратного Собора, которые для православных христиан являются незыблемыми: «Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде собораннаго оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».
Итак, самочинное непоминание Патриарха Московского есть раскол, за который полагается извержение из сана и отлучение от Церкви. А нам говорили, и не раз, что Церковь Христова есть корабль спасения. Что вне Церкви невозможно обрести Царство Божие и вечную жизнь со Христом.
Что же получается? Бунтарское, замешанное на светских, а не духовных причинах, основанное на личной гордыне непоминание главы своей Поместной Церкви ведёт к утрате Царства Небесного? Да, именно так.
Законы Церкви нарушать нельзя. Иначе она перестанет быть Церковью и превратится в нечто иное. В политическую партию, в клуб по интересам, в фольклорный кружок.
Кто-то спросит: что же и голос возвысить или усомниться нельзя?
Отвечу. Можно. Но обращение к Предстоятелю, в случае смущения или недоумения, должно быть почтительным обращением чад к своему отцу с просьбой объяснить и вразумить. Должно быть прошением с любовью, которая есть основа всего. А наглые поучения Патриарха и Блаженнейшего митрополита может лишить не только сыновства по отношению к ним, но и сыновства по отношению к Богу. Напомню: ради этого усыновления Богу Христос распялся на Кресте.
Что, по сути, означает чрезмерная озабоченность национальным, политическим, державным? Только одно – шаг к ереси этнофилетизма (когда национальное становится выше духовного), шаг к расколу, шаг к забвению Христа.
Всё чаще читаю в Сети открытые выступления отдельных священников, некоторых «штатных богословов», в которых они требуют собрать Архиерейский Собор УПЦ и провозгласить «незалежність від Москви», или автокефалию. Что будет в случае подобного безумного шага? Незаконное отделение, конечно, не будет признано Матерью Церковью (Московским Патриархатом) и рядом других Поместных Церквей. Наверняка, будет признано теми, кто ориентируется сегодня на Госдеп США и патриарха Варфоломея. И в итоге – новый раскол может поразить Церковь, Тело Христово.
Впрочем, есть надежда на то, что это не случится. Что события ближайшего времени заставят образумиться внутрицерковных смутьянов и раскаяться.
Ещё раз хочется в трепете замереть перед непостижимым Промыслом Божьим. Ведь благодаря вспыхнувшему помрачению, открылись нестойкие в вере, явно показали себя предатели. А значит, Господь даже беду обращает во благо, очищая Свою Церковь.
В заключение приведу слова замечательного батюшки из Херсона, отца Геннадия Шкиля, которые он недавно обратил к своим многочисленным читателям: «Я знаю, что мой ответ может вызвать бурю негатива у части моих подписчиков, возможно, часть из вас отпишется, но я всегда был с вами честен, не хочу и сейчас прогибаться под тех, кто решил хайпануть на беде человеческой. Я поминал Святейшего Патриарха Кирилла до 24 февраля, буду поминать и впредь! Во-первых, таковой есть установленная для нашей Церкви форма поминовения и её НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ! А я являюсь законопослушным священником и подчиняюсь не воле каких-то батюшек, возомнивших себя пастырями Блаженнейшего и всего Священного Синода, а только священноначалию. Но даже если Священный Синод УПЦ изменит форму поминовения, я буду поминать Патриарха в сугубой ектении, как я сейчас поминаю ряд епископов и священников, перед поминовением моих родственников».
Верю, что отцу Геннадию, как и другим верным пастырям, никто не прикажет менять священный текст Богослужения. Ведь и Блаженнейший митрополит Онуфрий, и наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел, и бо̀льшая часть священников и епископов продолжают поминать Патриарха Кирилла. Церковь преодолела немало искушений и соблазнов. Одолеет и это временное помрачение.