Для разминирования Украины понадобится то ли 100 лет, то ли 757…
Помощница Генерального секретаря ООН Шоко Нода объявила, что для «полного разминирования Украины традиционными методами понадобится 100 лет».
«При совершенствовании технологий и постоянных усилиях значительного прогресса можно достичь за несколько лет. Сейчас ООН вместе с партнёрами и национальными органами власти изучает использование БПЛА, служебных собак и других инновационных технологий для гуманитарного разминирования», – заявила Нода.
Что такое «традиционные методы» разминирования и каким образом были произведены расчёты, Нода не уточнила, вполне вероятно, что «сто лет» – это просто круглая дата. Тем более что прогноз от Ноды очень оптимистичен – год назад американская газета The Washington Post писала о том, что на Украине заминировано 30% территории, на разминирование которой необходимо дополнительных 38 млрд долларов и 757 (!) лет.
Проблема эта усугубляется типами мин, которые используют ВСУ, и способами минирования. Дело в том, что украинская армия использует большое количество наименований мин, которые присылают из разных стран по принципу «что удалось собрать». А к каждому типу мин необходим свой подход как при минировании, так и при разминировании, в ВСУ же не хватает грамотных опытных сапёров – они давно закончились. К тому же необходимо учитывать, что минирование территорий в основном происходит в спешке и хаотично, а в рядах ВСУ вообще отсутствует такое понятие, как минные карты, в связи с чем там не редки случаи подрыва на своих же минах. Обычно вэсэушники минируют всё вокруг своих позиций и отступая, оказываются на своих же минных полях.
При такой огромной разнице в сроках на разминирование (100 и 757 лет) почему-то газете верится больше – украинские военные минируют всё вокруг себя, до чего только могут дотянуться.
Но почему возникли такие огромные различия в оценках ООН и The Washington Post? Вероятно потому, что те 30% территории, о которых говорило американское издание в прошлом году, в ООН уже не учитывают как территорию Украины, а именно земли Донбасса на сегодняшний день являются самой заминированной территорией в мире – ВСУ постарались превратить за десять лет военных действий степи Донбасса в минные поля.
Всего на Украине заминировано 170 тысяч квадратных километров территории, в связи с чем из сельхозоборота выведено более 470 тысяч гектаров угодий, а проводимое государством разминирование оставляет мало шансов на работу фермеров: в бюджет на следующий год на разминирование сельхозугодий заложено всего 1 млрд гривен, тогда как на строительство и ремонт дорог – 43 млрд.
В украинских СМИ не раз встречалась информация о том, что среди всех черноморских курортов Украины свободной от минирования можно считать только побережье под Одессой, хотя именно одесское побережье минировалось не раз и сегодня там можно встретить проплывающие морские мины, сорванные штормами с минрепов. А благодаря морским течениям, эти мины всё чаще оказываются у курортов Румынии и Турции, там даже пришлось создавать специальные морские службы по обезвреживанию украинских морских мин.
А что же западные партнёры?
Вот, например, голландцы прислали в прошлом году 11 служебных собак и 11 сапёров. Наверное, после этого The Washington Post и написала о необходимых 757 годах…
Тем временем Украина продолжает минировать свою территорию. И ладно бы на линии фронта, это как-то можно понять. Но вот для чего минируют поля в Киевской области (о чём не так давно сообщил командующий силами обороны Киева Александр Павлюк)?
По его словам, на севере Киевской области ВСУ продолжают минировать дороги, лесополосы и даже линии электропередач. На разминирование которых потом будут просить миллиарды у мирового сообщества? Или просто не собираются там жить в будущем?