Экскаватор против искусства: во Львове снесли памятник известному режиссёру и актёру Амвросию Бучме

В «украинском Пьемонте» и «культурной столице Украины» Львове местные власти при поддержке радикальных националистов и прочих «декоммунизаторов» снесли скромный памятник известному украинскому артисту кино и театральному режиссёру Амвросию Бучме.
Национал-озабоченных не смутило даже то, что Бучма внёс неоценимый вклад в развитие кинематографа и театра Украины. Логика такова: это же была советская Украина, значит, украинскую культуру и её достижения во время СССР – под нож. Или «на гілляку».
Будучи уроженцем Львова, свою театральную карьеру Амвросий Бучма начал в этом городе в возрасте 14 лет в театре общества «Русская беседа», куда его отвела сестра Ольга. К 1912 году он стал одним из самых популярных молодых лицедеев Галиции. Там же он познакомился с будущим режиссёром Лесем Курбасом.
Видимо, сам факт начала театральной карьеры Бучмой в театре общества «Русская беседа» – кость в горле украинских националистов.
В 1917 году Бучма начинает работать в украинской труппе Николая Садовского и одновременно учиться в Киевском театрально-музыкальном институте имени Лысенко.

В 1919 году Амвросий Бучма возглавил общество «Новый Львовский театр» в Дрогобыче. В 1920 году в результате объединения этого общества с группой актёров «Молодого театра» во главе с Гнатом Юрой в Виннице был создан Театр имени Ивана Франко. Сейчас это один из ведущих театров Украины – «Национальный драматический театр имени Ивана Франко».
В эти годы Амвросий Бучма успел поработать в Винницкой ЧК, находясь на подпольном положении. Собственно, это второй «грех» Бучмы перед нынешними украинскими властями.
«В те бурные дни я много времени и сил отдавал работе в Винницкой чека. Через несколько месяцев Винницу захватили петлюровцы и белополяки. С группой товарищей я остался в городе по заданию. Когда ночью прибежали меня арестовывать, через окно я выскочил в сад и сбежал из-под самого носа гайдамаков и пилсудчиков. С помощью знакомого врача пришлось около месяца скрываться в доме для умалишённых… События и напряжённая работа подорвали моё здоровье. После изгнания белополяков я был освобождён от работы в органах ЧК и полностью отдался театру», – рассказывал позже народный артист СССР Амвросий Бучма.
В 1922 году Бучма вступил в организованное в Киеве художественное объединение «Березиль» под руководством Леся Курбаса, с которым он познакомился ещё во Львове.
В 1924 году состоялся дебют Бучмы в кино, он снялся в фильме «Сон Толстопузенко». Позже четыре года работал на Одесской кинофабрике, где он впервые перенёс на экран образ Тараса Шевченко, сыграл во многих экранизациях украинской классики.
В предвоенные годы Бучма снимался в фильмах Александра Довженко, был главным режиссёром уже киевского театра имени Ивана Франко.
Во время войны Бучма блистательно сыграл роль опричника Алексея Басманова в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». А это уже третий «грех» Бучмы. В военные годы Амвросий Бучма с театром находился в Ташкенте и в Семипалатинске, не раз бывал на фронте. В эвакуации поставил на сцене Узбекского театра музыкальной драмы и комедии пьесу «Наталка Полтавка» И.П. Котляревского.
А ещё он играл роль В.И. Ленина, что с точки зрения сегодняшних «декоммунизаторов», за гранью украинского национализма. А ещё – член ВКП (б) с 1942 года.
Советский социальный лифт поднял сына железнодорожного рабочего и прачки до главного режиссёра Киевского драматического театра им. И. Франко, члена президиума Украинского театрального общества, депутата Киевского городского совета. Амвросий Бучма – лауреат двух Сталинских премий (1941,1949 гг.).
Перед нами биография левого по своим взглядам артиста и режиссёра, стоявшего у истоков украинского театра и кино. Так зададимся вопросом, почему те же латыши, которые тоже снесли более ста памятников борцам с нацистами, всё же защищают от демонтажа монумент латышского писателя Андрея Упитса, тоже левого, а нынешние украинские националисты сносят памятник Бучме? Как видится, всё просто. «Декоммунизация» и «деколонизация» – это выгодный бизнес с бюджетами на уничтожение всего того, что раздражает украинских националистов. Но практически все памятники солдатам, освобождавшим Украину от нацистов, снесли, деньги на эти «нужды» распилены. Теперь взялись за демонтаж монументов и памятных досок украинским деятелям искусства. Не важно, что разрушать, главное , чтобы на это выделялись бюджеты и капали «донаты».
