Интересы Дании в Арктике и война на Украине
«Мне стыдно, когда я слышу разговоры об усталости Европы от войны [на Украине]. Я понимаю, когда ты сидишь в окопах или ты - украинец. Но другие попросту не могут себе позволить устать от войны раньше, чем украинцы. Мы не должны сдаваться и я рада, что большинство датчан с этим согласятся», – заявила премьер-министр Дании Метте Фредериксен после встречи в Осло глав скандинавских стран с президентом Украины Владимиром Зеленским.
У Дании есть свой интерес в продолжении войны на Украине, и к украинцам он не имеет никакого отношения. Слова Фредериксен про стыд – дипломатические кривлянья на публику. Поддерживать неонацистский режим на Украине ей не стыдно, а не поддерживать – стыдно? Причина тут в другом.
Во Франции говорят: пока у Франции есть Африка, Франция остаётся великой. В Дании считают, что пока у Дании есть Арктика, Дания будет влиятельной европейской державой. Выход в Арктику для датчан лежит через о. Гренландия и Фарерские острова (автономии в составе Дании).
Копенгаген претендует на часть арктического шельфа, который Россия считает своим. Гренландия и Фареры расположены за Полярным кругом. Опираясь на эти территории, датчане пытаются закрепиться в Арктике в ущерб России. Враньё, будто бы Дания заняла антироссийскую позицию из-за спецоперации ВС России на Украине. Претензии на арктический шельф датчане озвучили около десяти лет назад. Уже тогда русофобские нотки в политике Копенгагена стали звучать громко и отчётливо, начались разговоры о размещении военно-воздушной базы США в Гренландии.
При этом Гренландия всё чаще говорит о независимости или как минимум расширении автономии. Сейчас гренландцы имеют право проводить собственную внутреннюю и экономическую политику, но внешнюю и оборонную осуществляет Копенгаген.
То же самое с Фарерами. В этом году Фареры продлили договор 1977 г. с Москвой о рыболовстве. Россияне смогут добывать рыбу в фарерских водах, фарерцы – в российских. Сотрудник Датского института международных исследований Флеминг Сплидсбуэль в интервью датскому радио сказал, что это ставит Данию в глупое положение:пока Дания ужесточает санкции против России, её автономные регионы развивают с Россией сотрудничество.
Таким образом, Россия мешает Копенгагену сразу на двух направлениях – в Арктике и в вопросе переустройства существующего миропорядка с однополярного на многополярный. Многополярный миропорядок означает для Дании усиление устремлений к независимости в гренландском обществе.
Датчане составляют всего 10 процентов населения Гренландии, остальные – эскимосы. В 2008 гренландцы провели референдум о расширении автономии, его поддержали 75,5 процента населения. Если так пойдёт дальше, эскимосы могут проголосовать за полную независимость, и тогда Дания лишится доступа в Арктику. Уже были прецеденты, когда Гренландия вела переговоры с Китаем об инвестициях в местную транспортную инфраструктуру, к сильному неудовольствию датского правительства.
Копенгаген полагает, что Москва своей антиколониальной политикой нарушает устоявшийся постколониальный порядок, сложившийся после ухода Франции, Бельгии, Испании, Португалии, Великобритании, США, Нидерландов из колоний, но с сохранением дистанционного контроля над колониями. Москва подаёт гренландцам пример того, как можно жить суверенно и без подчинения западным державам. Гренландия, прежде чем стать частью датского королевства, была его колонией, и антиколониальные настроения здесь стабильны.
Копенгаген выделяет Зеленскому очередной пакет помощи на миллиард евро. За эти деньги украинцам предлагается вооружиться и продолжить воевать как будто бы за Украину, а на самом деле за интересы сытой Дании в далёкой Арктике.