Как Екатерина Вторая Эрмитаж основала
Одним из величайших достижений императрицы Екатерины Второй, блиставшей многими талантами, стало снование в Зимнем дворце музея, названного Эрмитажем. Седьмого декабря 1764 года царица за огромные деньги приобрела коллекцию берлинца Иоанна Гоцковского, включавшую 317 произведений художников из Нидерландов (Фландрии и Голландии). Это приобретение стало началом собирания коллекции не только произведений живописи, но и книг, предметов интерьера, а также скульптурных композиций.
Ныне слово «Эрмитаж» стало нарицательным, однако на самом деле так обобщённо назывались интимные покои правителей, в которых они наслаждались домашней обстановкой. В переводе с французского это слово означает «место уединения». Уединялись российские правители не только в Зимнем дворце, но и в своих загородных резиденциях, поэтому помещения с таким названием присутствуют в Екатерининском и Большом Петергофском дворце, а также в иных местах.
Коллекция произведений искусства изначально предназначалась для небольшого круга царской семьи и приближённых. Иными словами, это был частный музей императоров, доступ в который имели лишь избранные. Изначально он располагался только в Зимнем дворце, однако уже в 1764 году началось строительство специального здания для помещения туда всех приобретённых вещей. Впрочем, творение Ю.М. Фельтена вскоре оказалось тесным для коллекции, поэтому императрица приказала тому же архитектору возвести Большой Эрмитаж.
Свой музей Екатерина пополняла с любовью и рвением истинного коллекционера, благо средств для этого хватало. Вслед за коллекцией Гоцковского были приобретены собрания Генриха фон Бюля, Пьера Кроза, а также Роберта Уолпола. Таким образом, уже к концу правления императрицы Эрмитаж был одним из самых богатых музеев Европы с перспективой постоянного расширения.
Несомненной гордостью частного музея стали полотна Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Рембрандта, Хальса и других прославленных художников. Преемники Екатерины дополняли музей новыми коллекциями, на европейских распродажах произведений искусства постоянно присутствовали русские представители, скупавшие самые ценные вещи.
Император Николай I стал первым монархом, которому пришло в голову сделать из Эрмитажа публичный музей. 17 февраля 1852 года в торжественной обстановке при большом количестве приглашённых гостей музей открыл свои двери для просвещённой публики. Впрочем, пускали в него далеко не всех, а только представителей образованных сословий.
К 1917 году музей имел огромные фонды, восхищавшие всех гостей столицы. Никто не предполагал, что после двух революций Эрмитаж ждут трудные времена. Изначально он сильно пополнился конфискованными частными коллекциями, однако потом большевики начали рассматривать произведения искусства в качестве товара. В результате продаж лучших картин заграницу Эрмитаж лишился 48 шедевров, это потеря до сих пор считается трагедией. К счастью, во времена большой экономической депрессии цены на искусство начали резко падать, и изъятия произведений прекратились.
К счастью, большая часть экспозиции Эрмитажа всё-таки уцелела до нашего времени. В настоящий момент этот музей считается настоящим культурным брендом страны и предметом гордости каждого патриота. Хочется верить, Эрмитаж пережил трудные времена, и его коллекции будут только пополняться.
Впрочем, отношение к искусству в нашей стране можно считать устоявшимся, поэтому одному из старейших музеев России больше ничего не грозит.
Заглавная иллюстрация. Основание Эрмитажа Екатериной II на картине Калиновской Е.М.