Как Иван III покорил Тверь
Веками Московское княжество воевало со своими соперниками за право быть центром собирания русских земель. Литва и Тверь, равно усилившиеся в XIV столетии, отказывалась признавать её лидерство и даже объединяли свои силы, чтобы подорвать мощь Москвы. К счастью, Дмитрий Иванович, позже прозванный Донским за победу на Куликовом поле, смог нанести им решающее поражение, от которого Тверь так и не смогла оправиться. Ещё целый век она сохраняла формальную независимость, однако больше не решалась соперничать с московскими князьями за лидерство.
Последним тверским князем стал Михаил Борисович, породнившийся с московским князем Иваном III. Тот, как известно, решительно приступил к ликвидации удельных княжеств и вечевых республик, чтобы создать единое русское государство. Тверские полки (князь Ю.А.Дорогобужский в 1471-м, М.Ф.Телятевский и М.Б. Микулинский в 1477-1478) участвовали в покорении Новгорода, в стоянии на Угре (1480 год) и многих других военных кампаниях Москвы. Можно лишь догадываться, что при этом думал князь Михаил Борисович о грядущей судьбе собственного княжества.
К 1483 году, когда между Тверью и Москвой возникли разногласия, Иван III уже прочно утвердился на престоле. Московское княжество, бывшее при его отце лишь первым среди равных, достигло пика своего могущества и готовилось к большому противостоянию с Литвой. В этих условиях Тверь оказывалась «между молотом и наковальней», в Москве появились сомнения в том, что в решительный момент Михаил Борисович не примкнёт к литовской «партии».
Основания для таких сомнений были вовсе не надуманными. Дело в том, что между Тверью и Вильно (столицей Литвы) никогда не прекращались переговоры, Михаил Борисович даже склонял великого князя Казимира отдать за него свою внучку. Разумеется, в случае успешности такого брачного союза Москва оказывалась перед перспективой борьбы с новой коалицией.
Чтобы разрушить планы врагов, Иван III отправил против Твери небольшое войско, которое заставило тверского князя просить о милости. В 1484-м году был заключён договор, который обязывал Михаила Борисовича отказаться от переговоров с Литвой и утверждал главенство Москвы над Тверью.
Как и следовало ожидать, тверской князь лишь внешне смирился с потерей суверенитета. Вскоре был перехвачен тверской гонец, который вёз в Литву новые письма князю Казимиру. Узнав об этом, Иван III пришёл в ярость и приказал начать подготовку к большому походу на Тверь.
В августе 1485 года огромное московское войско, возглавляемое самим Иваном III, двинулась к стенам Твери. С собой великий князь московский вёз большой «наряд» (артиллерию), во главе которого находился итальянский учёный Аристотель Фиоравенти.
Разумеется, на большую битву с Москвой Михаил Борисович так и не решился. 10 сентября Иван III занял тверские пригороды, а 11-го узнал, что тверской князь с малой дружиной бежал в сторону Литвы. На следующий день прибыл тверской епископ Вассиан, который вместе с оставшимися в осаждённом городе боярами признал власть великого князя московского.
Присоединение Твери стало решающим шагом Ивана III по объединению русских земель. Давний соперник Москвы больше не представлял опасности и полностью признавал власть её государей. Сам Михаил Борисович в Литве никакой помощи не добился, а потом его жизнь и вовсе исчезла из летописей. Так была поставлена точка в истории великого княжества, которое столетиями считалось главным врагом Московского государства.
Заглавная иллюстрация. Тверь на старинной гравюре XV века