ссылка

Как русская рать разбила крымских татар под Москвой

Заглавная иллюстрация. Битва с крымскими войсками в 1591 году из книги Исаака Массы Album Amicorum, 1618 год
Увеличить шрифт
А
А
А

С начала XVI века Русское государство вступило в затяжное противостояние с Крымским ханством – самым могущественным обломком Золотой Орды. Пользуясь покровительством турецкого султана и слабостью русского поместного войска, татары совершали ежегодные набеги на пограничные земли Руси, уводя толпы пленников и оставляя позади себя руины. Даже в период относительного мира, когда Бахчисарай и Москва официально между собой не воевали, отдельные крымские феодалы во главе небольших отрядов появлялись на «украйнах» (окраинах) и подвергали их опустошению. Чтобы хоть как-то защитить поселения, воеводы строили на берегах рек и в лесах засечные укрепления, призванные задержать противника. Кроме того, ежегодно весной русские рати отправлялись на юг, чтобы предотвратить очередной набег или догнать возвращавшихся домой с добычей татар  и отомстить.

Самые страшные татарские набеги произошли в 1521, 1541, 1571 и 1591 годах. При Иване Грозном крымскому хану Девлет-Гирею удалось сжечь Москву и истребить в огне большую часть населения. Лишь кровавая битва при Молодях в 1572 году на время положила предел татарским вторжениям, однако это было лишь временной передышкой. При сыне Грозного, Фёдоре Иоанновиче, Бахчисарай начал готовить новый кровавый поход, в котором помимо татар должны были принять участие турецкие отряды.

В начале 1591 года пограничная стража сообщила «украинным» (окраинным) воеводам о приближении огромного  татарского войска. Вскоре стало известно, что нашествие возглавляется самим ханом Казы-Гиреем, который выступил на Россию со всем своим войском. Остановить его с помощью небольших сил не представлялось возможным, поэтому из столицы пришёл приказ все полки стягивать для обороны Москвы. Здесь был построен большой лагерь, который, как и в битве при Молодях, оборонялся так называемым «гуляй-полем».

Казы-Гирея не смутило то, что он не встретил сопротивления в пограничье. Хан не стал тратить времени на грабёж маленьких городов и соединённой ордой двинулся к русской столице. В это время не только под Москвой, но и в её стенах кипели горячие приготовления к решающей битве. В отличие от своего отца, Фёдор Иоаннович не бежал из города и стал душой его обороны. Ему помогал ближайший советник и будущий царь Б.И.Годунов, который неотлучно находился при войске.

Татары подошли в Москве в июне 1591 года. Казы-Гирей разбил передовой русский отряд, посланный для того, чтобы его задержать, и приготовился атаковать «гуляй-поле». Как и в 1571 году,  ордынцы не оценили мощь этого передвижного укрепления, неоднократно демонстрировавшего свою эффективность.

Как и следовало ожидать, все удары татар по русским позициям не имели успеха. Более того, небольшие русские отряды начали атаковать разрозненные отряды Казы-Гирея в окрестностях столицы, нанося существенный урон  фуражирам. Громоздкая и огромная орда не могла долго существовать в таких условиях, поэтому хан приказал начать отход от Москвы. В пути, чтобы не задерживать себя, татары бросали награбленную добычу и пленников.

Поход 1591 года стал последним в череде больших нашествий татар на Россию. С тех пор в окрестностях нашей древней столицы они никогда не появлялись, довольствуясь малыми набегами. Тем не менее, окончательно покончить с крымской бедой держава смогла лишь чрез два столетия в эпоху Екатерины II. Кровавые нашествия Бахчисарая истощили, но не сломили Россию, которая выстояла в тяжёлой борьбе. Впрочем, о цене, которую она заплатила за свою независимость, обязательно стоит помнить.

Заглавная иллюстрация. Битва с крымскими войсками в 1591 году из книги Исаака Массы Album Amicorum, 1618 год

67
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору