Как создавался Государственный Русский музей

Все российские императоры и императрицы имели большой интерес к отечественному и иностранному искусству, поэтому не жалели средств на приобретение художественных коллекций и собраний древностей. Начиная с Кунсткамеры Петра I, количество музеев в России постоянно росло, а численность их экспонатов составляла сотни тысяч предметов. От монархов не отставали и их подданные, также демонстрировавшие у себя великолепные собрания произведений искусства. Любовь к прекрасному в дворянских и купеческих кругах не только стала модой, но и служила свидетельством благородного вкуса и светской утончённости.
По времени создания Государственный Русский музей значительно уступал иным известным русским музеям. Он возник на излёте XIX века в годы правления Николая II. В те годы интерес ко всему отечественному постоянно усиливался, Российская империя позиционировала себя русским государством. Идея музея, в котором были бы собраны преимущественно произведения русского искусства, лежала на поверхности. Правда, для её воплощения требовалась серьёзная работа, ведь многие экспонаты находились в государственных и частных собраниях, имевших более древнюю историю. Их необходимо было собрать в одном месте, систематизировать и только потом располагать в разных секциях.
Безусловным вдохновителем создания музея выступил император Александр III, который продумал его концепцию и начал подготовку к наполнению фондов. К сожалению, царствование «русского царя» длилось недолго, поэтому эстафету в строительстве музея пришлось принять его сыну. Николай II очень ценил память о родителе, поэтому до октябрьской революции собрание картин и предметов старины официально называлось «Русский музей императора Александра III». Изначально оно располагалось в великолепном Михайловском дворце, воздвигнутом в 1819–1825 гг. архитектором К.И.Росси и значительно перестроенном под новые цели зодчим В.Ф.Свиньиным. Позже, с расширением коллекций, Русскому музею были подарены и другие здания.
Несмотря на то, что указ о создании музея вышел 13(25) апреля 1895 года, официально он открылся 7(19) марта 1898 года. На торжественной церемонии присутствовали не только члены царской семьи, но и многие видные художники, архитекторы и скульпторы - И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.П.Верещагин, В.А.Беклемишев, Л.Н.Бенуа, К.Е. Маковский, П.А.Брюллов, Л.С.Бакст, К.Я.Крыжицкий и другие. Буквально с самого начала Русский музей был признан одним из главных культурных мест Санкт-Петербурга и стал своеобразной визитной карточкой столицы.
До октябрьской революции главным сокровищем коллекции было огромное количестве предметов средневекового искусства (более 18 тысяч), привезённых из других музеев и подаренных частными коллекционерами. Кроме того, в собраниях двух императоров находилось наиболее полная коллекция современной им русской живописи – К.П.Брюллова, Д.Г.Левицкого, И.К.Айвазовского, К.Е.Маковского и других гениев русского искусства. Позже к ним добавились картины мастеров начала XX века – И.Е.Репина, М.А.Врубеля, В.А.Серова, Б.М.Кустодиева и других.
После октябрьской революции музей, вопреки опасениям, пережил новый взлёт. В его фонды массово поступили произведения искусства из частных коллекций, конфискованных у прежних владельцев. Кроме того, был открыт отдел «Советское искусство», в котором оказались представлены лучшие произведения художников Советского Союза.
В настоящее время Государственный Русский музей – это гордость бывшей столицы на Неве. Его творческая жизнь переживает расцвет и демонстрирует всему миру богатство русской культуры. Император Александр Александрович, создавший предпосылки для основания величайшего хранилища нашего искусства, мог бы гордиться своим великолепным детищем. Впрочем, далеко не только его заслуга в том, что преданные делу энтузиасты собрали и систематизировали величайшие богатства культуры России. В списке тех, кто приложил к этому руку, десятки и сотни имён лучших людей страны, болевших душой за своё великое дело.
Заглавное фото. Открытие Русского музея 7 (19) марта 1898 года