ссылка

Как создавался красный флот Советской России

Заглавная иллюстрация. Картина художника О.С.Гадалова «Мы из Кронштадта»
Увеличить шрифт
А
А
А

После Октябрьской революции 1917 года большевики оказались перед необходимостью создания собственного флота, способного оказывать противодействие интервентам и белогвардейцам на реках и морях Советской России. При этом они столкнулись с объективными сложностями, обусловленными предшествующими революционными событиями. Дело в том, что революционеры, взявшиеся после февраля демократизировать флот, превратили экипажи матросов в агрессивную и совершенно неорганизованную толпу, способную только митинговать и убивать офицеров. При этом, разумеется, была разворована материальная часть, а многие видные специалисты предпочли дезертировать, опасаясь за свою жизнь. Воевать с таким личным составом не представлялось возможным, поэтому большевики 11 февраля 1918 года объявили о роспуске старого флота и создании нового, рабоче-крестьянского.

Несмотря на громкие заявления о том, что военный флот создаётся на новых началах, в действительности большевикам пришлось почти сразу прибегать к «контрреволюции». Матросы, привыкшие в 1917 году к вседозволенности, чаще всего исповедовали анархические взгляды, абсолютно несовместимые с военной службой. Теперь приходилось заново учить их подчиняться военной дисциплине и заставлять выполнять приказы командования. Кроме того, новые власти так и не придумали, кем заменить царских офицеров, служивших на флоте. Образованных специалистов, имеющих революционные взгляды, почти не было, а поставить на важные должности людей без опыта не представлялось возможным. В связи с этим власти прибегли к своеобразному компромиссу – слово «офицер» было исключено из военного лексикона, однако сами бывшие командиры оставались на своих постах. За их политической благонадёжностью был призван следить комиссар, который нёс личную ответственность за действия своих подопечных.

В связи с военно-политическим положением основные офицерские кадры большевики были вынуждены черпать почти исключительно из Балтийского флота. Черноморский флот к тому времени находился вне сферы их влияния,  и его командный состав практически полностью оказался на службе у А.И. Деникина. Аналогичным образом сложилась и судьба специалистов Каспийского флота. На Тихом океане местные офицеры поступили на службу к А.В. Колчаку, а на Белом море начавшаяся интервенция была поддержана местными морскими офицерами. Таким образом, балтийцы, находившиеся под контролем большевиков, оказались вынуждены принимать на себя всю тяжесть ведения морских и речных военных операций против белогвардейцев и интервентов. Они создали и возглавили 34 речных и озёрных флотилий, а потом заново формировали Черноморский, Тихоокеанский, Каспийский и Северный флот.

Среди тех, кто оказался на службе у большевиков, были видные морские офицеры Е.А. Беренс, В.М. Альтфатер, А.В. Немитц, М.В. Викторов, Э.С. Панцержанский и многие другие специалисты царской России. Многие из них продолжали находиться у руля флота вплоть до Великой Отечественной войны.

Таким образом, большевикам удалось не просто возродить флот, но и вывести его на новый уровень. В немалой степени сделано это было руками царских офицеров, согласившихся остаться в стране. Многие из них позже подверглись репрессиям, но успели оставить после себя достойную смену. Их преемники оказались достойны своих учителей и во время тяжёлого противостояния с фашизмом выполнили свой долг до конца.

Заглавная иллюстрация. Картина художника О.С.Гадалова «Мы из Кронштадта»

248
Поставить лайк: 4034
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору