Как выстрелить в самих себя: Литва пальнула – и?
Попытка официального Вильнюса «продемонстрировать силу» посредством закрытия в конце октября прошлого года границы с Белоруссией продолжает наносить ущерб самой Литве. Помимо того, что литовская транспортно-логистическая отрасль понесла огромные финансовые и репутационные убытки, сегодня ситуация выходит на новый, весьма неприятный для прибалтийской республики уровень. Речь идёт о подготовке литовскими автоперевозчиками иска в связи с застрявшими в Белоруссии грузовыми автомобилями, но не к Минску, а к Вильнюсу.
Ещё в декабре 2025 года ассоциация литовских перевозчиков «Linava» заявила, что в Белоруссии застряло около 4 тысяч грузовиков и прицепов, которые находятся на специальных стоянках с посуточной оплатой за охрану. Именно так белорусские власти ещё в ноябре решили вопрос с находившимися в стране фурами из Литвы, чтобы они не мешали движению на дорогах. Позже стало известно, что литовские автоперевозчики стали получать счета за стоянку, и в большинстве случаев суммы оказались внушительными – некоторым компаниям необходимо заплатить от 20 до 30 тыс. евро.
Все попытки «Linava» заставить литовские власти помочь в сложившейся ситуации ни к чему не привели, официальный Вильнюс решил проигнорировали прошедшую в декабре акцию протеста. По словам главы ассоциации Эрландаса Микенаса, информации от правительства и министерства иностранных дел нет и по сей день, а перевозчики не понимают, что им делать. В этой связи в начале текущего года более 100 местных транспортных компаний заявили о том, что готовы подать коллективный иск против правительства Литвы. Как сообщили в «Linava», ассоциация общается с разными юридическими фирмами и решает, к кому именно обратиться для подачи иска против правительства. Позже начнутся консультации о возможных действиях для получения компенсаций. При этом Микенас всё же отметил, что «сначала мы попытаемся мирным путём склонить правительство к действиям, чтобы вопросы сдвинулись с места, а потом посмотрим, что получится».
Реакция литовских властей на происходящее предсказуемо оказалась далёкой от адекватной. Вместо того чтобы решать проблему вместе с автоперевозчиками, премьер-министр республики Инга Ругинене заявила, что свой иск транспортные компании должны направить в Минск.
«Перевозчики должны направить свои иски в Белоруссию, потому что с момента закрытия границы мы чётко заявили, что всем грузовикам с белорусской стороны будет разрешено вернуться домой в Литву. Белорусы задержали грузовики и до сих пор не имеют и не объясняют правовых оснований для этого», – объявила Ругинене 8 января. Не ищите здесь логики – нет её.
При этом литовский премьер намеренно не обмолвилась и словом, что именно Минск на протяжении двух месяцев предлагает Вильнюсу сесть за стол переговоров и решить проблему на уровне внешнеполитических ведомств. Литовская сторона упорно отказывается от диалога, требуя от Белоруссии выпустить грузовики без всякой оплаты, соглашаясь лишь на обсуждение проблемы на уровне таможенных ведомств. Более того, в Вильнюсе лицемерно заявляют, что в соседней стране застряло «всего лишь» 185 грузовиков, а значит, и потери не столь велики, как об этом заявляют транспортные компании. Для того чтобы ещё больше затянуть время, литовские власти уже потребовали от своих перевозчиков предоставить точные данные об оставшихся в Белоруссии фурах, так как «пока не будет реального учёта, я даже не могу представить, как рассчитать ущерб».
Такой вот у граждан Литвы премьер-министр. Почему в Белоруссии на охраняемых стоянках стоят литовские фуры, не понимает. Сколько их, не знает. Каковы потери перевозчиков, не представляет. Такое впечатление, что правительством Литвы рулит вчерашняя двоечница.
Нынешние действия литовских властей показывают, что они оказались в ловушке своей же антибелорусской политики и находятся в определённой растерянности, так как не ожидали ни жёсткой ответной реакции Минска, ни внутренних волнений. Исправлять подобные ситуации те, кто умеет только распространять русофобию и тратить средства европейского бюджета, как оказалось, за всю историю независимости Литвы так и не научились. Теперь же, по всей видимости, пришло время пожинать горькие плоды своей некомпетентности.