Каменец-Подольский: каменцы готовы оборону от людоловов в Старой крепости
Украинский город Каменец-Подольский стал широко известен в СССР после выхода в свет трилогии писателя Владимира Беляева «Старая крепость» (1936-1950) и её экранизаций. А вообще Каменец (от восточно-славянского «камень»), стоящий на реке Смотрич, известен с XI века. Его здания и сооружения отражают культуры народов, проживавших здесь в разные периоды. Старая крепость (фортификационный комплекс из цитадели и 11 башен), существовавшая ещё во времена Руси, в современном виде возникла в XVI веке. До наших времён, как и весь Старый город, дошла практически неизменной, хотя и потрёпанной временем и множественными сражениями.
Она являлась щитом, защищавшим Европу от золото-ордынских набегов. Приступом её не удалось взять ни одной армии. Власть там менялась только в результате сговоров, обманов или тайных диверсий. Так, к примеру, в Каменец вошли турки в 1672 году. После долгой осады и подписания предательского мира он был сдан османским войскам и их союзникам – казакам гетмана Дорошенко. Те стали превращать церкви и костёлы в мечети, убивать мирных жителей или обращать их в рабство, забирать мальчиков в янычары. В связи с чем турецко-дорошенковский альянс вызвал большой гнев у левобережных казаков.
В 1699-м, после изгнания турок, город отошел к Речи Посполитой, а в 1793-м, после её второго раздела – к Российской Империи. В 1918-м Петлюра превратил его в столицу УНР (Украинской народной республики) и свой оплот. Здесь устраивались страшные еврейские погромы (еврейское население тогда было очень значительным) и другие бесчинства, возмущавшие жителей. Петлюру изгнала Красная Армия.
Во времена СССР Каменец-Подольский превратился в крупный промышленный город. В 1937 – 1941 годах являлся центром одноимённой области. В 1941 – 1944 был оккупирован гитлеровскими войсками. После войны область назвали Хмельницкой, в соответствии с названием нового центра.
Возвращаясь к трилогии «Старая крепость», скажем, что последняя её экранизация была снята в 1970-х талантливым киевским режиссёром Михаилом Беликовым, впоследствии – председателем Союза кинематографистов УССР. Читатели и зрители надолго запомнили главных героев и антигероев этого эпического произведения. Это не просто имена. Это расклад национальностей, которые были тогда и существуют поныне. Русский Сергушин, русины Манджура и Маремуха, поляк Стародомский, еврей Тиктор, малоросс Печерица…
Такой же национальный состав сохраняется и сейчас. Так утверждает наш собеседник, уроженец Каменца Владимир. Внук питерского инженера, приехавшего сюда после Великой Отечественной войны восстанавливать промышленность Западной Украины.
Повествование охватывало историю города-крепости, начиная с Гражданской войны по 1950-е. В нём было показано, как одни жители, рабочие разных национальностей, сначала боролись за Советы, а потом – за освобождение страны от «коричневой чумы». И как другие, буржуазные националисты, затаив злобу на Советскую власть, до поры маскировались под её симпатиков и пролезали в партийные и комсомольские организации. Своё истинное нутро они показали во время немецко-фашистского нашествия, превратившись в гитлеровских прихвостней, бандеровцев. Потом, после разгрома «Третьего Рейха» и бандеровщины, попрятались. Но в брежневские годы их последыши вновь принялись пробираться на руководящие посты. А уже после развала Союза сбросили овечьи шкуры и пополнили первые ряды новых нацистских выползков…
Владимир – бывший журналист. Знает этот город, как свои пять пальцев. Его национальный состав, историю, географию, экономику, культуру и т.д. В курсе он и нынешних настроений жителей. По его словам, в Каменце раньше было много русской речи. Потом, после начала репрессий, из соображений безопасности многие русскоговорящие сочли правильным не выделяться на общем языковом (мовном) фоне. А вот теперь великий и могучий вновь звучит чаще. Мой собеседник видит в этом хороший признак: людям надоело насиловать себя в угоду циничной власти, которая их делает обманутыми, обворованными, обнищавшими рабами и «пушечным мясом» для ТЦК («территориальных центров комплектации»).
Здесь можно добавить, что по переписи 2001 года (других на Украине не проводилось) основными языками якобы являлись украинский и русский, и разрыв между ними составлял более 83% (91,22% против 7,08 %). Однако Владимир считает, что корни такой арифметики крылись в ассимиляции русскоязычного населения, произошедшей в 1990-е. Тогда здесь, как и по всей западенщине, активизировались нацистские экстремисты (УНА-УНСО* и прочие) За русскую речь прессовали на улице и в транспорте, унижали, оскорбляли, угрожали всяческими карами – пусть даже это был не чистый русский, а суржик с главенствующими русскими словоформами. Сейчас русский всё чаще звучит в публичных местах. И это определённый символ прозрения и укрепления самосознания…
– Из нашего города уже два века совершается паломничество в Свято-Успенскую Почаевскую лавру, – говорит Владимир. – Каждый год, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, десятки тысяч людей, стекающихся сюда со всей Украины, преодолевают путь в более чем 200 километров к великой иконе Почаевской Божией Матери. Местная бандеровская властная банда постоянно препятствует этому паломничеству. Но Господь посрамляет шайку, устраивающую оголтелые гонения на каноническое православие. Вот и 19 августа 2025-го паломники Украинской Православной Церкви (УПЦ) после праздничной Литургии Преображения отправились в очередное духовное путешествие. Благословение им дало духовенство Александро-Невского собора. Храм, к слову, хотели отобрать и передать раскольнической ПЦУ, но прихожане встали стеной.
Банду возглавляет градоначальник Поситко. Отъявленный фашист, глава местной ячейки националистического объединения «Свобода»*. Во время попытки захвата собора группой вооружённых экстремистов он написал у себя на Телеграм-канале: «Историческое решение. Невский собор переходит в украинскую церковь». Однако верующие, несмотря на провокации, попытки рейдерского штурма и избиения, с Божией помощью отстояли свою святыню, построенную в конце XIX века в память столетия воссоединения Подолья с Россией…
Поситко прежде занимался госзакупками, посему можно себе представить, сколько «распилил» бюджетных средств. И сколько «осваивает» по сей день. Ратует за «патриотическое воспитание юности» (главный координатор), «волонтёрство» для фронта и прочую «патриотическую» деятельность, приносящую «откаты». Поощряет спорт: в городе пять футбольных команд, четыре волейбольных, мотобольная, по две гандбольных и баскетбольных. Владимир полагает, что городской голова рассчитывает на поддержку спортсменов (и их фанатов) в случае непредвиденных подвижек по его отстранению от власти. К тому же, спортивные клубы нередко на Украине являются прикрытием «клубов» криминальных, которые готовят боевиков.
Что же касается экономики, то здесь ситуация ничуть не лучше, чем по всей Украине. Владимир с женой с пенсиями по 3000 грн ($73) могут позволить себе только самые простые продукты. Львиная доля средств уходит на оплату коммунальных услуг. Субсидию семье не дают по причине наличия старенького автомобиля. Если бы не помощь детей, не знали бы, как выживать.
– Народ обнищал очень сильно, – с горечью говорит Владимир. – Так много несчастных роются в мусорных баках… Люди все больше ропщут на власть, видя, как она обманывает их и жирует. Но сильнее всего сегодня растёт злость к ТЦК, отправляющим их на убой. Людоловами фактически руководит градоначальник. Похоже, он ненавидит каменцев за то, что среди них много православных, а он, по моим сведениям, униат. Но люди противостоят всё активнее. Дошло до того, что в городе (во всяком случае, об этом судачат и даже пишут в пабликах) формируется отряд, который готов укрыться в знаменитых подвалах Старой крепости, где небезызвестный Устим Кармелюк сидел, устроить протест и, в случае чего, занять там круговую оборону...
Действительно, ненависть к людоловам ТЦК, которые хватают граждан , избивают, калечат и швыряют в топку войны, растёт в городе день ото дня. И отпор им люди дают все активнее и смелее. Так, был взорван контрольно-пропускной пункт возле ТЦК. А также возникла массовая стычка между группой граждан и людоловами, во время которой жители напали на служебный автомобиль и порезали шины. Инцидент произошёл при участии около 100 человек. Примеры можно множить.
– Отрадно то, что народ уже даже не боится репрессий со стороны СБУ и других силовиков. Страшнее всего – погибнуть или отправить на погибель своих близких ради «гнилой зелёной плесени». Так что я не удивлюсь, если вдруг однажды в Старой крепости возникнет новый непобедимый гарнизон, – резюмирует Владимир.