Киев меняет риторику в отношении Белоруссии – в чем подвох?
Специальная военная операция России (СВО) на Украине продолжает набирать обороты, с каждым днём усиливая панические настроения в Киеве. Окружение Владимира Зеленского, прекрасно знает о нарастающих на протяжении последнего времени проблемах в зоне боевых действий, но старается убедить всех, что все идет по плану и только отсутствие снарядов, артиллерии, танков, ракет, самолётов, а в перспективе, по всей видимости, и ядерного оружия, и не позволяет «победить» Россию. Осознание Киевом реального положения дел сказывается и на позиции украинских властей в отношении Белоруссии, которую еще несколько месяцев назад прямо называли «соагрессором» или «соучастником» России. Сегодня же, на фоне неготовности перейти к прямому военному столкновению с Минском, Киев вдруг заговорил о своем миролюбивом отношении к белорусскому народу и отсутствии планов по вторжению на территорию своего северного соседа.
Конечно, в Минске не могли не заметить смены риторики украинских властей, о чем начали говорить, как в белорусской экспертной среде, так и в руководстве республики. Например, 19 января на встрече с главой российского МИД Сергеем Лавровым, Александр Лукашенко отмечал, что на Западе по-прежнему вынашивают агрессивные планы в отношении Минска и Москвы, а потому «пытаются и Украину использовать против Белоруссии». «Но что меня поражает и приятно удивляет, Украина пока держится. Она на провокации против Белоруссии не идёт. Хотя её активно подталкивают наши западные соседи», – сказал тогда белорусский лидер, подчёркивая тот факт, что киевский режим, каким бы безумным он не был, всё ещё не готов к самоубийству.
24 января президент Белоруссии сделал ещё одно заявление, которое вызвало нешуточный резонанс. На очередном совещании об общественно-политической обстановке и состоянии преступности в республике белорусский лидер сообщил, что в Киеве «пакт о ненападении предлагают заключить». Эти слова у многих наблюдателей вызвали недоумение, а на Украине попытались использовать в собственных целях, представив себя как миролюбивую и «невинную» жертву «агрессии» со стороны России. Так, украинский МИД заявил, что «предостерегает Минск от любых возможных дальнейших агрессивных планов» и подтверждает со своей стороны «отсутствие каких-либо агрессивных намерений в отношении Белоруссии». При этом было отмечено, что именно Москва «всячески пытается втянуть Белоруссию в непосредственную войну», а Киев готов к любому развитию событий и «будет действовать соответственно обстановке, включая реализацию своего права на самооборону в соответствии с уставом ООН».
В аналогичном ключе выступил вечером 24 января и Владимир Зеленский, который не подтвердил слова Лукашенко, но и не опроверг их. Однако и он, в отличие от прошлых месяцев, был предельно аккуратен в выражениях относительно Белоруссии, фактически выделив её из создаваемого ранее Киевом и странами Запада единого с Россией образа врага. По его словам, «всё, что Украина официально предлагает, вы слышите», а «мы нападать на Белоруссию не собираемся и никогда не собирались». «Это главный сигнал от всего украинского народа к белорусскому народу», – заявил он, подчеркнув, что для Украины очень важно, чтобы Белоруссия «не потеряла свою независимость» и не вступила в военный конфликт. При этом Зеленский уверен, что большинство белорусов, в том числе военных, «не хотят нападать и идти силой с оружием на украинское общество», и лично он будет удивлён наступлению белорусских войск. При этом президент Украины в этот раз не стал делать негативных выпадов в отношении руководства Белоруссии, лишь обозначив, что вопрос о наступлении российских войск с территории соседней республики зависит «от уважения населения любого государства к своему государству, а также уважения руководства того или иного государства, которое может допустить или не пускать военных, вооружённых людей на свою независимую территорию».
Подобные рассуждения не были ранее характерны для украинского президента, что косвенно подтверждает наметившуюся смену позиции официального Киева относительно Белоруссии. Однако в данном случае есть одна проблема – за словами из украинской столицы очень часто не следует ничего на практике, а многие, ухватившиеся за фразу Лукашенко о «пакте о ненападении» почему-то пропустили вторую часть его заявления, которая и характеризует реальное положение вещей.
Как заметил белорусский лидер, в Киеве, «с одной стороны, просят нас, чтобы мы ни в коем случае не воевали с Украиной, чтобы наши войска туда не двигались», а с другой – готовят и вооружают белорусских боевиков. «Их на фронт отправляют: "Идите на фронт, тренируйтесь. Натренируетесь – поедете в Белоруссию свергать власть. Устроите там шабаш, войнушку"», – рассказал Лукашенко и был в этом абсолютно прав. Говоря о своем «миролюбии», киевский режим не изменил своей политики по поддержке радикально настроенных белорусов, которые сегодня стекаются на Украину для участия в формировании различных военных подразделений, одной их целей которых является свержение существующей власти в Белоруссии, в том числе и военным путем.
Более того, накануне совещания Лукашенко получил ещё одно подтверждение тому, что за словами Киева о мире скрывается лишь попытка усыпить бдительность белорусской стороны. В последнее время Украина всё чаще стала организовывать неподалеку от государственной границы Белоруссии совместные учения Вооружённых сил (ВСУ), Национальной гвардии и Службы безопасности Украины. В белорусском Государственном пограничном комитете (ГПК) также сообщили, что из всей группировки вооруженных формирований сопредельных с республикой государств в 23,5 тыс. человек наиболее многочисленные воинские подразделения сосредоточены именно на Украине – 17,2 тыс., в то время как в Польше – 3,7 тысячи.
Помимо всего прочего, ВСУ продолжают проводить активную воздушную разведку белорусской территории с использованием беспилотных летательных аппаратов, а также строить различные фортификационные укрепления. Не заканчиваются и провокации со стороны Украины. Речь идет о повреждении пограничной инфраструктуры, оскорблениях и оказании психологического давления на белорусских пограничников, а также «демонстративных действиях, в том числе с использованием оружия, звуковой аппаратуры, лазеров и листовок». В 2022 году было зафиксировано 88 таких инцидентов, которые не прекращаются и сегодня. Например, в январе в зоне ответственности Мозырского пограничного отряда похитили белорусский пограничный столб.
Впрочем, провокации на границе и наращивание военного присутствия ВСУ в приграничных с Белоруссией регионах не единственное, что вызывает сомнения в искренности «миролюбивых» заявлений из Киева. В Минске прекрасно понимают, кто сегодня находится у власти на Украине. Тем более, что и сами представители украинских властей, как и их западные кураторы, не скрывают того, что всё, о чём они говорят является на поверку обыкновенным обманом. Можно, например, вспомнить высказывание экс-канцлера ФРГ Ангелы Меркель, которая заявила, что Минские соглашения 2015 года нужны были лишь для того, чтобы «выиграть время для Украины», и в Киеве это прекрасно знали. Сегодня нечто подобное можно услышать и от представителей киевского режима. В частности, недавно глава украинского ГУР Кирилл Буданов прямо заявил, что проводившаяся в феврале-марте прошлого года серия переговоров между Россией и Украиной в Белоруссии была нужна только для того, чтобы затянуть время. И подобных примеров лжи со стороны официального Киева можно привести множество, а потому в заверения Украины об отсутствии агрессивных планов в отношении Белоруссии верится с большим трудом.
Вместе с тем, необходимо отметить, что нынешние «умиротворительные» речи из украинской столицы представляются лишь частью большой игры, где Киев является лишь пешкой в руках Запада. Поддержка белорусских боевиков, подготовка укрепрайонов на границе с Белоруссией, высказывания политиков о необходимости превентивных ударов по соседней республике, постоянная ложь и продолжающиеся провокации – все это свидетельствует о том, что Киеву поставлена задача сохранять определенный градус напряжения в отношениях с Белоруссией. И дело здесь не столько в позиции России и развертывании на белорусской территории региональной группировки войск, сколько в намерении Запада руками украинцев в будущем организовать более масштабный военный конфликт в Восточной Европе. Правда, в настоящее время для этого ни Киев, ни его партнёры в ЕС и США в военном плане полностью не готовы, но и упускать инициативу из своих рук они также не намерены. Именно для того, чтобы получить возможность более серьёзно подготовиться к новому витку эскалации сегодня и звучат из Киева слова о мире. Никаких иных намерений сегодня у Зеленского и его западных хозяев, к сожалению, нет.