Народы Украины под сапогом украинского нацизма
В январе 2025 Государственная служба Украины по вопросам этнической политики и свободы совести в специальном докладе заявила, что Киев «демонстрирует приверженность международным стандартам защиты прав национальных меньшинств и коренных народов, продолжая активное выполнение Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств».
Юридическим основанием служит закон Украины «О национальных меньшинствах (общинах)», принятый в 2023 году. Он гарантирует равные права национальных общин, позволяет использовать их языки в образовании, культуре, общественных мероприятиях и создаёт условия для бесплатного предоставления учебников на языках национальных меньшинств. Также Киев утвердил концепцию государственной программы «Единство в многообразии» на период до 2034 года, направленной на поддержку культурной самобытности национальных общин.
В концепции особый акцент сделан на крымских татарах. Хотя документ формально уделяет внимание защите прав всех коренных народов Украины, крымскотатарскому вопросу придаётся стратегическое значение. Уже принято решение о создании крымскотатарского алфавита на основе латиницы, создана даже национальная комиссия по крымскотатарскому языку.
Украина не может дать крымским татарам ничего такого, чего им не дала бы Россия. Киеву не нужен крымскотатарский язык сам по себе. Киеву нужен инструмент провоцирования межнациональной розни в Крыму, поэтому задуман перевод крымскотатарского языка на латинский алфавит.
Латиница никогда не была родной для крымских татар. С особым рвением её насаждали гитлеровцы в годы оккупации Крыма. Теперь той же стезёй следует бандеровская власть в Киеве, раскалывая крымскотатарский народ надвое – для крымских татар на Украине будут рекламировать новоиспечённый латинский алфавит, чтобы отделить их от соплеменников в Крыму, использующих привычную кириллицу.
Мечтая столкнуть лбами татар и славян в Крыму, украинский режим последовательно подавляет самосознание европейских национальных меньшинств в самой Украине (болгар, поляков, румын). Бывший глава Украинского института национальной памяти, депутат Верховной рады Владимир Вятрович требует отменить закон «О национальных меньшинствах (общинах) Украины», поскольку закон этот делает необязательным применение украинской мовы во время выступлений на заседаниях местных советов и других официальных мероприятиях и требует от служащих для назначения на должность владения языком меньшинства «на уровне, соответствующем уровню владения государственным языком для соответствующей категории должностей».
Внедрение элементов официального многоязычия противоречит Конституции Украины, настаивает нацист Вятрович. Он боится, что нацменьшинства предпочтут общаться на двух языках – родном и русском, ибо потребность в знании украинской мовы резко снизится. На ней будут говорить из-под палки, когда невозможно перейти на русский (например, при заполнении официальных документов).
Во избежание такого сценария киевский режим в декабре 2025 исключил русский, и заодно молдавский языки из перечня подлежащих защите в соответствии с Европейской хартией региональных языков и языков меньшинств. Зато внёс в этот список чешский язык, хотя чешское меньшинство на Украине насчитывает всего около 5 тысяч человек. Сделано это, видимо, в благодарность за поставляемое из Чехии оружие.
Молдаван Киев официально переименовал по просьбе Бухареста в румын (тоже за поставки румынского оружия). Теперь на уровне государства молдаване не имеют ни права, ни возможности оставаться молдаванами и изучать молдавский, а не румынский язык. Эта возможность остаётся у них лишь там, куда не достаёт зоркий глаз киевских надсмотрщиков. Так, по словам румынского евродепутата Шербана-Димитрие Стурдзы, некоторые молдавские школы в Одесской области продолжают называть молдаван молдаванами, а молдавский язык молдавским. Стурдза требует от Брюсселя и Киева прекратить это «безобразие».
Киев утверждает, что соблюдает все предусмотренные международными договорами права национальных меньшинств, но в апреле 2025 года ООН признала дискриминационным украинский закон «О национальных меньшинствах», принятый в 2022 году. В ООН сочли, что закон нарушает права русскоязычных граждан, а также тех, кто говорит на армянском и цыганском языках.
Под занавес 2025 года прозвучал залп возмущения от венгерской партии «Наша родина», болгарской партии «Возрождение» и главы фракции «Европа суверенных наций» в Европарламенте, этнического болгарина Станислава Стоянова. Они обратились к президенту США Дональду Трампу включить в повестку переговоров с Зеленским вопрос о защите национальных меньшинств от насильственной украинизации.
«Мы просим, чтобы мирные переговоры также учитывали права европейских меньшинств (венгров, болгар и других), проживающих на Украине», – заявили политики в соцсетях. Они возмущены, что в условиях тотальной мобилизации на Украине этнических болгар, венгров, поляков, румын, словаков и сербов вынуждают воевать за государство, которое повсеместно нарушает их права. При этом устойчивые сообщества данных народов жили на этой земле до появления тут государства, названного Украиной.
Самым притесняемым народом на Украине являются русские, хотя они исторически коренной народ, а не нацменьшинство. Для них не предусмотрено никаких послаблений в культурно-языковом вопросе даже после окончания боевых действий. О недопустимости подобного отношения к русским заявил депутат парламента Сербии Драган Станоевич. «Если ты не нацист, ты враг», – так он охарактеризовал ненависть киевской хунты к русским гражданам Украины.
Украинские власти пытаются сделать хорошую мину при плохой игре. 23 декабря 2025 на Закарпатье скоренько провели Всеукраинский форум единения национальных сообществ под лозунгом: «Мы разные, но мы едины и сплочены». Словно в издёвку над реальностью собравшиеся заявили: «Наша цель — сильная европейская Украина, в которой каждый гражданин, независимо от происхождения, чувствует себя защищённым и услышанным». И призвали всех дружно помогать Зеленскому воевать с Россией.
Национальные меньшинства в самостийной Украине никогда не будут защищены, потому что сам факт их проживания в таком качестве на территории Украины противоречит идеологии украинской самостийности. Идеологи самостийности видели Украину как моноэтничное государство, где национальные меньшинства приговорены к бескомпромиссной ассимиляции.
Зачинатели самостийной Украины, которых сегодня считают её отцами-основателями, всегда призывали к ненависти всего, что родилось не украинским:«Не бери жены из чужих, иначе дети твои будут тебе врагами» (Николай Михновский), «Физическая любовь к своему и физическая ненависть к чужому в мировоззрении и духовности – вот что характерно для украинок, от старины и вплоть до последнего времени» (Юрий Липа), «Не позорь дом свой языком чужака» (Никита Сриблянский) и проч.
Михновский писал: «Все люди – твои братья, но москали, ляхи, венгры, румыны и евреи – враги нашего народа...». Почему для Михновского все люди – братья, а перечисленные народы – враги? Потому что они издавна живут на Украине и не вписываются в узколобый проект самостийной Украины.
Михновского называют едва ли не апостолом украинской независимости. Ему, Липе, Сриблянскому и иже с ними ставятся памятники, в их честь называют улицы, про них снимают кино. Невозможно одновременно прославлять угнетателей этнического многообразия и обеспечивать права национальных меньшинств ради этого самого многообразия. Неизбежен конфликт идей и раскол общества. Именно это мы и видим на Украине.