О русофобии и Украине
В предыдущей статье шла речь о том, что завязанный в Европе и мире с помощью Украины узел противоречий отражает многовековые тенденции мировой и отечественной истории, а сложные вопросы русофобии и войн России заслуживают отдельного рассмотрения.
Целенаправленный процесс демонизации России, русских запущен НЕ после начала специальной военной операции РФ на территории Украины. Россию пытаются превратить в виртуального монстра, который, как утверждается на Западе, всем угрожает, наступает, оккупирует, попирает демократию и свободу. Более того, дескать, стремится воссоздать СССР и к ужасу всего Запада – ИМПЕРИЮ! (Похоже, готовятся к 30 декабря 2022-го – 100-летию образования СССР).
Часто этот процесс связывают с русофобией. Русофобия предполагает страх, а мы имеем дело с ненавистью к России, к русским. А если в России живет более двухсот народов, то можно ли называть эту ненависть проявлением русофобии? Ненависть, боязнь и страх, предвзятое, враждебное отношение к России и ее жителям (подданным, гражданам) формируются политикой тех или иных государств. Назвали русофобией.
* * *
К русофобии как инструменту политики прибегали и прибегают при подготовке войн против России. Когда пытались или пытаются её ослабить, не дать возродиться, окрепнуть. Бывало, в качестве результата политики добивались помешательств, паранойи, мании, бреда. Так, во времена маккартизма (в 40-х–начале 50-х годов в США) отстранённый от должности первый министр обороны и министр военно-морского флота США Форрестол даже стал сходить с ума на почве русофобии. Он постоянно повторял: «Русские идут, русские идут. Они везде. Я видел русских солдат».
Тогда пугали коммунизмом, связывали его поступь в первую очередь с русскими, СССР (Россией). Для мира капитала и стран-колонизаторов уверенная поступь и пример стран социализма представляли угрозу, а не сами страны, которые лишь через шесть лет после образования НАТО (1949) объединились в Организацию Варшавского договора (1955). Но угрозу на Западе связывали с тем, что «русские идут».
В той или иной мере процессы русофобии и демонизации России можно проследить на протяжении всей истории её существования – Руси как Древнерусского государства, Русских земель в виде крупных княжеств в удельный период отечественной истории, России как Русского централизованного государства и Всероссийской империи, Советской России, СССР, Российской Федерации. Но как направление политики и идеологии русофобия возникла в XV-XVI веках, когда Русское государство крепло при правлении Ивана III и Ивана IV.
* * *
Бывали кратковременные исключения, когда русские и Россия оказывались нужными, их благодарили государства и народы. Но быстро об этом забывали, забывали и о потерях России при оказании той или иной помощи, ведь приходилось вести войны. Ныне в Европе дошли до некоего помрачения в виде очищения своей исторической памяти от своего же прошлого, к уничтожению материальных памятников, связанных с Российской империей, СССР (Советской Россией).
Некоторые примеры исключений.
Русские княжества оказались нужными в XIII веке, когда спасали Европу от нашествия кочевых народов с Востока.
В середине XVII века под руку русского царя просилось Войско Запорожское с землями и городами. Как только стали искать лучшей доли у поляков, крымских татар, турок или шведов, наступала Руина. Разгребать её завалы приходилось с помощью России.
В 1686 году Вечный мир с Россией заключила Польша (Речь Посполитая), и Австрии понадобился союз с русскими, потому как турки-османы стояли под стенами Вены, готовы были пойти и на Варшаву. Вступая в антитурецкую Священную лигу, Россия обязывалось организовать военный поход против Крымского ханства (1687, 1689). Они, как известно, были неудачными. Азовские походы Петра I были успешными.
В XVIII веке шла Семилетняя война, помощь России понадобилась сначала Австрии, а затем Пруссии, хотя отношения выясняли Франция и Англия. В ходе той войны жители Кёнигсберга стали русскими подданными, русские войска овладевали Берлином. Известно, что Петр III спас Фридриха, вернул Пруссии завоеванные земли.
Потом помощь России понадобилась и североамериканским колониям в борьбе с Англией – появятся США. Те самые, которые ныне стремятся сохранить свою гегемонию в однополярном мире, чему мешают лишь своим развитием такие крупные страны, как Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР, Индонезия…
В начале XIX веке Россия нужна была народам Кавказа – возьмите под царскую руку, иначе турки и персы не оставят нас в живых. Россия также была нужна европейским странам в деле освобождения от наполеоновского владычества.
Россия нужна была, когда для безопасности в Европе создала Священный союз (1815), когда отстаивала законность и порядок, за что к середине века в ответ получила Восточную (Крымскую) войну с коалицией стран – Франция, Британия, Сардиния, Турция, «неблагодарные» Австрия и Пруссия заняли враждебную позицию к России.
В 70-е годы Россию боготворили на Балканах, народы благодарили за освобождение от турецкого владычества. Россия несла освобождение, а Британия, Франция, Пруссия, Австрия входили на Балканы со своим капиталом. Болгария даже порвала дипломатические отношения с Россией.
В связи с этими событиями стоит вспомнить идеи Н.Я. Данилевского, изложенные в книге «Россия и Европа» (1871). Стоит вспомнить ряд положений из труда К.Н. Леонтьева «Византизм и славянство» (1875). Непременно надо вспомнить и дневниковые записи 1877 года Ф.М. Достоевского о братьях славянах: «Не будет у России, и никогда ещё не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только Россия их освободит, а Европа согласится признать их освобождёнными». Эти слова были записаны в 1877 году, во время еще не завершившейся русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
В конце XIX века помощь России понадобилась Франции, которая боялась Германии, как огня, к тому же формировался агрессивный Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии, Италии.
В канун Первой мировой войны Россия стала нужна Британии и Франции. Было такое «Сердечное согласие» – Антанта.
Потом понадобилась сила СССР (Советской России) в борьбе с коричневой чумой XX века и японским милитаризмом, когда западный мир, породивший нацизм и фашизм, был бессилен справиться с ними.
* * *
Об этой стороне истории, когда русские и Россия оказывались нужными, их благодарили государства и народы, англосаксы и европейцы пытаются не вспоминать, особенно по части СССР. Сносят памятники, искажают историю, пытаются приписать СССР роль агрессора, который, мол, с гитлеровской Германией развязал Вторую мировую. При этом выходят за рамки разумного и логичного, их не страшат даже последствия когнитивного диссонанса. Повторяют опыт Третьего рейха – чем чудовищнее ложь, тем быстрее в неё поверят.
В определённой мере 2007-2008 годы стали рубежными в наступлении времени пренебрежения Западом норм международного права, исторической правды, временем политической шизофрении и безрассудного всплеска русофобии и демонизации России.
Фактически это констатировал В. Путин в речи на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 года, в ряде выступлений с трибуны ООН.
В 2008 году вышел фильм The Soviet Story («Советская история»). Произошел грузино-осетинский конфликт (08.08.08). Затем последовали решения ОБСЕ, ПАСЕ, ЕС... по поводу тоталитарных режимов и причин Второй мировой войны. ЕС принял программу «Восточное партнёрство».
НАТО двинулось на Восток раньше. В 1999-м поглотил первые три страны, в своё время входивших в Организацию Варшавского договора, хотя двумя годами раньше в Париже был подписан Основополагающий акт Россия – НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности (1997).
Рассматривая нынешнее положение на Украине, несложно заметить, что основы информационно-психологических кампаний киевского режима по украинизации (нацификации), по декоммунизации, десоветизации, деколонизации, дерусификации были заложены в США, Канаде, Британии, в русофобских решениях ОБСЕ, ПАСЕ, ЕС. Майданы 2004 и 2014 годов никак нельзя рассматривать в отрыве от этих процессов, тем более без продвижения в восточном направлении НАТО и Римско-католической церкви в союзе с Константинопольским патриархатом.
Русофобия стала инструментом Запада в превращении Украины в орудие борьбы против России, её сдерживания, ослабления, а в планах и расчленения.
Англосаксы и европейцы не хотят помнить не только добрые дела (помощь) русских и России, но и походов на Русские земли, борьбы с Россией, коалиционных войн против России и СССР, создания антикоммунистического фронта с первых дней существования Советской России. Не хотят помнить экономических блокад СССР, санкций против него, развязывания холодной войны. Да и ныне они утверждают, что агрессивная Российская Федерация угрожает миролюбивому НАТО и пушистой Европе. Об этом свидетельствуют итоги июньских саммитов G7 и НАТО.
Для борьбы с Россией и военных походов против неё и соответствующих всплесков (приступов) русофобии в разное историческое время выбирались разные основания.
(Окончание следует)