ссылка

Поляки и прибалты по-разному смотрят на появление ЧВК «Вагнер» в Белоруссии

Увеличить шрифт
А
А
А

Ситуация вокруг размещения в Белоруссии ЧВК «Вагнер» продолжает оставаться одной из главных тем на повестке дня ряда стран Евросоюза. Главной причиной этому является  стремление властей Польши, Литвы и Латвии использовать данный вопрос в своих собственных интересах. В то же время, Варшава, Вильнюс и Рига не выступают единым фронтом, хотя и делают схожие заявления о надвигающейся на них «опасности» со стороны Белоруссии.

Известно, что решение Владимира Путина разрешить ЧВК «Вагнер» перебазироваться в Белоруссию уже с самого начала вызвало волну негодования в Польше, прибалтийских республиках и, конечно, на Украине. В этих странах увидели в происходящем подготовку РФ к формированию нового ударного кулака, который может быть использован, как на южном, так и на западном направлениях. При этом главными паникёрами в сложившихся обстоятельствах стали власти не Украины, а Польши, которые попытались вовлечь в свою политическую игру и остальные страны Восточной Европы.

 В частности, с самых первых дней появления «вагнеровцев» в Белоруссии в Варшаве стали заявлять о том, что это грозит серьёзными проблемами для безопасности не только Польши, но и всего Евросоюза. В чем заключается такая опасность, польские власти долгое время не говорили, прекрасно понимая, что несколько тысяч бойцов «Вагнера», какими бы они подготовленными не были, не в состоянии захватить соседние с Белоруссией страны. Несмотря на это, правящая в Польше партия «Право и Справедливость» (ПиС) решила не обращать внимания на такую «мелочь», стараясь убедить свой электорат в резком ухудшении обстановки на восточном направлении.

За последние несколько недель в действиях официальной Варшавы все чётче стали проявляться две основные тенденции, связанные с темой «ЧВК «Вагнер». Во-первых, это использование данного вопроса для обоснования дальнейшего наращивания военной мощи на границе с Белоруссией. Польские власти, которые уже не первый месяц перебрасывают в восточные регионы военных и технику, заявили, что белорусско-польскую границу нужно укрепить еще больше, так как «вагнеровцы» под видом нелегальных мигрантов якобы могут устроить в приграничных регионах провокации. Более того, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и вовсе сообщил, что у него есть информация о том, что более 100 бойцов ЧВК «Вагнер» выдвинулись в район так называемого Сувалкского коридора (сухопутный коридор между Белоруссией и Калининградской областью РФ). Именно здесь, по мнению польских политиков, находится самое опасное для их страны место, а потому данный регион нуждается в особой защите. Для подтверждения этого тезиса в район Сувалок на днях даже прибыла делегация правительственных чиновников, которые говорили о приближающейся опасности и готовности дать ей отпор. Поэтому неудивительно, что под видом усиления защиты Сувалкского коридора сюда начали перебрасывать дополнительные военные подразделения и даже создавать новые. Так, стало известно, что до конца года в Августове, который расположен недалеко от белорусской границы, скоро будет создан сапёрный батальон. В данном случае следует напомнить, что в задачи подобных подразделений входят подрывная деятельность на территории противника, а также участие в наступательных операциях, что делает появление таких частей в непосредственной близости от Белоруссии неоднозначным. Именно поэтому, говоря о проблеме Сувалкского коридора, Александр Лукашенко 1 августа заявил, что «мы не перемещаемся по этому коридору, ни к коридору, так как нам он тысячу лет не нужен», но «по своей территории  Белоруссия будет перемещать свои воинские подразделения так, как посчитает нужным» и исходя от складывающейся обстановки.

Сувалкский коридор
Сувалкский коридор

Впрочем, вторая тенденция в действиях польских политиков в связи с появлением в Белоруссии ЧВК «Вагнер», выглядит куда более лицемерной, чем первая. Речь в данном случае идет о политических играх «ПиС» накануне предстоящих осенью парламентских выборов. На фоне разрастающихся в стране проблем социально-экономического характера, а также ширящегося среди местного населения недовольства украинскими беженцами, правящая партия приняла на вооружение тактику переключения внимания электората с внутренних вопросов на внешние. Именно поэтому одними из основных тем заявлений Матиуша Моравецкого и лидера партии «ПиС» Ярослава Качиньского сегодня являются «вагнеровцы», проблемы с мигрантами, ситуация на польско-белорусской границе, Сувалкский коридор и угроза со стороны России, которую продолжают обвинять в попытке «дестабилизации Европы и особенно восточного фланга НАТО». Единственной целью этого является повышение рейтинга правящей партии, которая может не добиться на предстоящих выборах нужных ей результатов, так как продолжает терять поддержку среди населения. Примечательно то, что польские власти пытаются использовать для этого прибалтийские республики, которые должны помочь в нагнетании обстановки в Восточной Европе с целью запугивания населения и создания общеевропейской картины надвигающейся угрозы со стороны России и Белоруссии. Правда, как показывают последние события, получается это плохо, так как Литва и Латвия пока не готовы следовать предложенному им в Варшаве сценарию.

Сегодня в Литве стараются осторожно говорить о «вагнеровцах» в Белоруссии. Так, в Службе охраны госграницы ранее отмечали, что следят за ситуацией, но не видят причин для того, чтобы что-либо предпринимать для дополнительной защиты своих рубежей, которые и так «усилены из-за нелегальной миграции». Премьер-министр страны Ингрида Шимоните не стремится делать резких заявлений, лишь подчёркивая, что   «подготовка и наших учреждений, и нашей армии адекватна той ситуации, которую мы наблюдаем сейчас». Ещё более спокоен литовский министр обороны Арвидас Анушаускас, по словам которого, появление ЧВК «Вагнер» в соседней республике ситуацию с безопасностью не меняет, и «мы не собираемся вздрагивать из-за того, что в Белоруссии появились какие-то российские наёмники», так как «у Литвы, как и у других членов НАТО, есть и военные, и другие возможности обеспечить свою безопасность, даже без помощи своих союзников». Пожалуй, единственным союзником Польши в данной ситуации пока выступает литовский президент Гитанас Науседа, который заявляет о готовности в случае необходимости действовать совместно со своими польскими партнёрами, хотя и он признаёт, что у него сегодня «нет информации о возможных провокациях» со стороны «вагнеровцев». Поэтому совершенно неудивительно, что Вильнюс, хоть на словах и готов поддержать предложение Польши об изоляции Белоруссии, закрыв с ней границы, пока воздерживается от каких-либо практических действий в данном направлении. Даже заместитель главы МВД Литвы Арнольдас Абромавичюс, говоря о возможности «блокады» Белоруссии, заявил в конце июля, что обсуждение темы закрытия границ будет зависеть от того, как ситуация будет развиваться дальше, а литовская сторона сегодня только «подготовилась, уточнила планы прикрытия, а в ближайшее время проведёт учения». В целом же, риторика литовских политиков, в том числе и главы МВД Агне Билотайте о том, что Вильнюс разрабатывает «соответствующие проекты постановлений, если ситуация как-то изменится», сегодня выглядят по большей части как некий политический реверанс в сторону Варшавы и не более.

Схожая ситуация наблюдается и в позиции Латвии, где также выражают обеспокоенность появлением ЧВК «Вагнер» в Белоруссии, однако по-прежнему не видят необходимости что-либо менять в своей системе национальной безопасности. В конце июля латвийское Министерство обороны подчёркивало, что военной угрозы для страны «вагнеровцы» не несут, а если бы она возникла, то местные службы будут готовы на нее реагировать. Даже недавнее заявление командующего Национальными вооруженными силами Латвии Леонида Калниньша о том, что ЧВК «Вагнер» является продуктом информационной войны и искусственно героизируется, а в настоящее время «нет необходимости в подкреплении ни в одной из географических точек Латвии», говорит о многом. Более того, президент этой страны Эдгар Ринкевич также не демонстрирует особого рвения нагнетать обстановку по польскому сценарию, хотя и считает, что пограничная охрана должна внимательно следить за ситуацией и быть готовой реагировать на возможные провокации на белорусско-латвийской границе.

В то же время, Рига, как Варшава и Вильнюс, также рассчитывает использовать сложившуюся ситуация в собственных интересах, прикрывая русофобию в руководстве страны и падение уровня жизни словами о необходимости борьбы с угрозой со стороны России и Белоруссии. Например, Национальный совет по электронным СМИ Латвии принял решение закрыть доступ к трем российским сайтам, в том числе связанным с ЧВК «Вагнер» (wagner2022.ru, dentv.ru и yapolitic.ru), обвинив их в распространении дезинформации и формировании «ложного представления о событиях в мире, негативном влиянии на сосуществование различных общественных групп и создании угрозы безопасности Латвийского государства». Впрочем, пока это единственный серьезный шаг латвийских властей, которые можно напрямую связать с появлением «вагнеровцев» в Белоруссии.

Причины отличной от польской позиции Литвы и Латвии в отношении появления в Белоруссии ЧВК «Вагнер», по всей видимости, коренятся в сфере экономики. Искусственное нагнетание обстановки, которое может привести к необоснованному закрытию границы с соседней с ними республикой, может самым негативным образом сказаться на транзите товаров, которые сегодня продолжают следовать через белорусскую территорию в направлении Прибалтики и обратно. Это, в свою очередь, больно ударит как по железной дороге Литвы и Латвии, так и по их портам, от работы которых во многом зависит существование двух стран. В условиях, когда США и ЕС не высказывают особого стремления вливать в Прибалтику дополнительные средства, Рига и Вильнюс вынуждены искать определенный баланс между политикой русофобии и экономической целесообразностью «изоляции» Белоруссии, на которой так настаивают в Польше. По всей видимости, такая позиция прибалтийских республик будет оставаться приоритетной максимально долго, особенно с учётом того, как к происходящему сегодня относятся США. Как заявил 1 августа координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби, «нам не известно ни о какой конкретной угрозе со стороны «Вагнер» в адрес Польши или кого бы то ни было еще из наших союзников по НАТО». И это серьёзно ломает планы Варшавы, где амбиции местных политиков уже давно не соотносятся с интересами граждан и государства. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать усиления давления со стороны Польши на Литву и Латвию, которых будут склонять к ужесточению позиции в отношении Белоруссии, вплоть до попытки её окончательной «изоляции» на западном направлении.

777
Поставить лайк: 60
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

В Белоруссии назвали инструмент противодействия агрессивной политике Запада

Что в Белоруссии: смелая Татьяна и обиженный Анджей

Лукашенко развеял слухи о повороте на Запад и подтвердил курс на интеграцию с Россией

Александр Лукашенко – о работе президента, женщинах, и слабых европейских политиках

Победа Трампа: сдержанные надежды белорусских властей и паника продажных шкур

Лукашенко обличает Запад

Časopis argument: Польша и Украина утомили друг друга

Украина: история польской глупости

Белоруссия предлагает Польше мир, а Варшава продолжает готовиться к войне

https://odnarodyna.org/article/polyaki-i-pribalty-po-raznomu-smotryat-na-poyavlenie-chvk-vagner-v-belorussii