Путиловский завод: из прошлого в современность

Путиловский завод, ныне носящий имя партийного деятеля С.М.Кирова, ещё до октябрьской революции 1917 года был одним из крупнейших предприятий России. Наряду с Обуховским, он производил вооружение для русской армии и флота, а также выпускал сельскохозяйственную технику и оборудование для железных дорог. По темпам производства и качеству продукции завод не уступал многим предприятиям Западной Европы, оставаясь одним из «флагманов» отечественной промышленности. Несмотря на все коллизии XX века, он сохранил свою значимость для страны и в настоящий момент продолжает свою деятельность.
История основания завода уходит своими корнями в эпоху Екатерины II, которая вела многочисленные войны с врагами России. В 1789 году, когда Санкт-Петербургу угрожало шведское вторжение, она повелела основать на острове Котлин Кронштадтский чугунолитейный завод, чтобы производить ядра и пушки для действующей армии. В 1801 году, уже опасаясь английского десанта, по указу императора Павла I предприятие перенесли в столицу, где оно получило постоянную «прописку». Третьего апреля завод выпустил первую продукцию, это событие стало официальной датой его основания.
Во время сильного наводнения 1824 года завод настолько пострадал, что у властей даже возникали мысли окончательно его закрыть. К счастью, этого не произошло, однако предприятие часто переходило из рук в руки, не принося большой прибыли. Эта эпопея продолжалась до 1868 года, когда владельцем завода стал Н,И,Путилов. В руках этого умного и образованного человека производство начало приносить прибыль, а темпы выпуска продукции стали расти год от года.
Чтобы увеличить прибыль, Николай Иванович наладил массовый выпуск рельсов для строящихся по всей империи железных дорог. Он даже обратился в Министерство путей сообщения с предложением полностью заместить дорогостоящий импорт российскими аналогами. Своё обещание промышленник сдержал, в скором времени Путиловский завод полностью взял на себя отечественное производство рельсов и деталей железнодорожного оборудования.
После смерти Путилова его предприятие продолжило свою деятельность, постепенно увеличивая ассортимент. Поскольку технические возможности завода позволяли производить не только гражданскую, но и военную продукцию, то с 1880 года он превратился в одно из крупнейших оборонных предприятий страны. Оружие, выпускаемое наследниками Николая Ивановича, воевало на фронтах русско-японской войны 1904-1905 годов и Первой мировой, в годы Гражданской и во время иных конфликтов. После октябрьской революции завод был национализирован, потерял имя своего легендарного владельца, однако сохранил своё военно-промышленное значение. Здесь выпускались первые советские тракторы и тяжёлые танки, ремонтировалась бронетехника и серийно производились боеприпасы. В годы блокады Ленинграда тысячи путиловцев отправились на фронт или трудились в тылу, помогая городу на Неве выстоять.
Своё нынешнее название предприятие получило после убийства партийного деятеля Кирова в декабре 1934 года. С тех пор «путиловская» марка сменилась на не менее запоминающуюся «кировскую». С 1962 года на заводе стали выпускать трактора Кировец», которые в модернизированной версии до сих пор трудятся на полях страны и продаются за рубеж. После разрушения Советского Союза на предприятии была проведена основательная модернизация, оно получило сложное и дорогостоящее оборудование. В 2013 году Кировский завод начал проектировать и выпускать паротурбинные установки для новейших российских атомных ледоколов, выходящих в моря и океаны. Это стало новым этапом в жизни одного из старейших предприятий страны, которое за два столетия прошло славный путь от выпуска ядер для пушек до атомной техники.
Заглавное фото. Цеха Путиловского завода на дореволюционной фотографии