Роль и место Белоруссии в СВО на Украине

С момента начала специальной военной операции (СВО) на Украине власти Белоруссии неоднократно заявляли, что не собираются принимать в ней прямое участие, при этом полностью поддерживая действия России. Вместе с тем, официальный Минск никогда не скрывал, что готов помочь конфликтующим сторонам найти точки соприкосновения, даже несмотря на то, что в Киеве назвали своего северного соседа «соагрессом» и разорвали с ним контакты. При этом, как показали события последних лет, именно Белоруссия стала тем каналом, который определённым образом связывал Россию и Украину.
В основе белорусской позиции по ситуации на Украине сегодня лежат чёткое понимание истинных причин конфликта, а также союзнические отношения с Москвой. Можно вспомнить, что власти Белоруссии приняли решение организовать на территории страны ремонт и восстановление российской военной техники, а военно-промышленный комплекс республики предложил РФ свои компетенции и новейшие разработки, в том числе в сфере беспилотных летальных аппаратов и радиоэлектронной борьбы. Одновременно в белорусских медицинских учреждениях стали проходить лечение военнослужащие РФ. Как отмечал ранее представитель Минобороны республики Леонид Касинский, подобная помощь раненым является общепринятой нормой, а президент Белоруссии Александр Лукашкино ещё в 2022 году заявлял, что «лечили и будет лечить этих ребят».
Организовала Белоруссия на своей территории и отдых для детей Донбасса, за что официальный Минск уже не раз подвергался обвинениям со стороны киевского режима и его западных кураторов. Однако белорусские власти неоднократно заявляли, что помогали, помогают и будут помогать тем, кто пострадал из-за военных действий, и не только приглашая их на отдых в республику, но и организовывая различные гуманитарные грузы. Откликнулись в Белоруссии и на события в Курской области, активно собирая помощь пострадавшим от украинского нападения жителям региона. А в конце декабря 2024 года в республике стартовал проект, направленный на поддержку семей военнослужащих, погибших в зоне специальной военной операции.
Стоит напомнить и о том, что в Белоруссию не просто так продолжают бежать украинцы: в республику уже прибыло около 350 тысяч граждан Украины, причём в настоящее время украинцы бегут и из Европы, связано это с политикой киевского режима, заинтересованного в возвращении беженцев с тем, чтобы отправить их на фронт. Со второй половины 2024 года ежемесячно в страну прибывают из европейских стран 12-15 тысяч украинских граждан. Многие остаются.
Это связано с тем, что для них в Белоруссии созданы самые благоприятные условия. В частности, по указу Лукашенко украинским беженцам предоставляются одинаковые с белорусскими гражданами права, включая получение всех уровней образования, медицинское обслуживание, пособия на детей, пенсии, а местные работодатели освобождены от уплаты госпошлин, связанных с наймом работников с Украины. Все эту деятельность хорошо охарактеризовал еще в 2022 году белорусский лидер, заявив, что республика участвует в военной операции в виде поддержки России, которая «заключается в том, чтобы западные наши границы, в данном случае с Польшей и Литвой, не были нарушены и не был нанесен через Белоруссию удар в спину российским войскам», а также «в том, что мы лечим россиян и украинцев, кормим россиян и украинцев и больше всего, в подавляющем большинстве, предоставляем убежище беженцам из Украины».
«Но мы никого там не убивали и убивать не собираемся. Нас, во-первых, никто не просит участвовать в этой операции, в данном случае Россия. И мы не намерены туда втягиваться. Мы всегда об этом говорили и говорим», – завил тогда Лукашенко, и эта его позиция остается неизменной.
Более того, за все время проведения СВО Минск сделал не один шаг в направлении того, чтобы стороны смогли сесть за стол переговоров. И речь в данном случае идёт не только о проводимых феврале-марте 2022 года на территории Белоруссии встречах российской и украинской делегаций. Минск по своей инициативе неоднократно обращался к Киеву с просьбой пересмотреть свою позицию и начать мирный процесс урегулирования конфликта. Более того, как стало недавно известно, именно в белорусской столице через посольства Украины и РФ были налажены определённые контакты между Киевом и Москвой. При этом белорусская сторона всегда придерживалась позиции, что она не планирует становиться посредником между враждующими сторонами, но в случае мирного урегулирования свои интересы будет защищать, в том числе за столом переговоров. Кроме того, в Минске даже были готовы, в случае необходимости, разместить на Украине своих миротворцев, прекрасно понимая, что появление западных военных сил в соседней стране никогда не будет принято Россией и чревато разрастанием конфликта за пределы украинской территории.
Важнейшей с точки зрения нынешней ситуации является и деятельность Белоруссии, связанная с помощью России и Украине в деле обмена пленными и телами погибших. Причём этот процесс идет уже не первый год и затрагивает не только военных. Например, летом 2024 года Минск передал Киеву исполнителя теракта на военном аэродроме в Мачулищах в обмен на российских военных и священнослужителя Украинской православной церкви митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана. В октябре того же года Александр Лукашенко открыто заявил о постоянном участии республики в процедуре обмена между Россией и Украиной военнопленными и телами погибших, отметив, что все они «проходят через мои руки». Более того, белорусский лидер прямо подчеркивал, что ни у одной из сторон нет отторжения по поводу участия Белоруссии в этом процессе. Тем более, что именно через гуманитарные обмены в республике ранее шёл основной канал общения между Москвой и Киевом. Как отмечал Лукашенко, если у украинцев есть вопросы, «они могут их задать нам и могут через нас передать какие-то вопросы Российской Федерации, прежде всего военным, и если есть такие вопросы, мы передаём сразу же».
Прямое участие Белоруссии в обменах между Украиной и Россией стало особенно заметным в нынешнем году, фактически республика стала площадкой для постоянных контактов между представителями двух сторон. Можно, например, вспомнить, что Россия и Украина с зимы активно стали обмениваться телами погибших: в феврале РФ передала через Белоруссию 757 тел, получив 45, а затем в марте – 909 и 43 соответственно. Параллельно было осуществлено и несколько обменов военнопленными: 19 апреля по 246 человек от каждой из сторон, затем 6 мая – по 205 пленных, а в конце весны, как известно состоялся самый крупных за весь период СВО обмен по формуле «1000 на 1000», который также был организован на территории республики. Причем белорусская сторона не только помогла организовать процесс передачи, но, как и ранее, предоставила российским военнослужащим психологическую и медицинскую помощь. Примечательно в данном случае то, что и украинским военным белорусы сделали определенные подарки в виде одежды и продуктов питания, которые потом демонстративно и под камеры СМИ были выброшены на помойку на территории Украины.
К сожалению, никакой благодарности от киевских боевиков и властей Украины Белоруссии сегодня ждать не приходится. В то же время, в России признают роль и важность Минска в происходящем, о чем свидетельствуют слова Владимира Путина и российского МИД. Как отмечала в конце мая представитель внешнеполитического ведомства РФ Мария Захарова, Москва видит, как каждый раз Минск и белорусский народ содействуют в возвращении на родину оказавшихся в украинском плену российских военнослужащих, мирных граждан из Курской области и воссоединению детей с семьями, а потому выражает за это «безмерную благодарность».
В эти дни, согласно достигнутым 2 июня в Стамбуле договоренностям, прошли обмены тяжелобольных и тяжелораненых, а также солдат в возрасте до 25 лет. Кроме того, стороны согласовали и проводят крупнейший за все время проведения СВО обмен погибшими, в рамках которого Россия заявила о готовности передать Украине 6000 тел. Со стороны Киева было заявлено аналогично число, хотя аналитики и военные крайне скептично относятся к этому заявлению, особенно с учётом постоянного наступления РФ и соотношения последних обменов – разница достигала десятков раз. Это, к слову, продемонстрировала ситуация 7 июня, когда украинская сторона демонстративно проигнорировала действия России и не прибыла на место обмена, тем самым подтвердив информацию о том, что у Киева нет такого количества ни военнопленных, ни тел погибших.
Таким образом, не участвуя напрямую в СВО, Минск на протяжении последние лет является одним из важнейших акторов большинства процессов, связанных с конфликтом на Украине. Причем действия Белоруссии, в отличие от действий прямых кураторов киевского режима, строятся на стремлении урегулировать нынешний кризис, а также создать основу для диалога Киева и Москвы.
Заглавное фото: Минобороны РФ