Санкции против России и Белоруссии становятся всё опаснее для их инициаторов
Тема санкционного давления на Россию и Белоруссию со стороны Запада за последние несколько месяцев превратилась в главный вопрос международной повестки дня. Евросоюз, США и их сателлиты забыли о других проблемах современности, которые еще совсем недавно заботили все «прогрессивное человечество»: экология, коронавирусная инфекция и прочие проблемы.
Сегодня Россия, а с ней и Белоруссия названы главными врагами мира на планете, остановить которых якобы можно за счет жёстких мер санкционного воздействия. Тот факт, что ещё никогда в истории экономические санкции не приводили к заявленным политическим целям, никого на Западе не беспокоит. При этом каждый раз объявленные списки ограничений говорят об одном – их главной задачей является экономическое удушение противника и передел мировых рынков. ЕС и США, ничуть не стесняясь, заявляют о том, что видят основной своей целью экономическое, а затем и политическое разрушение России. Вместе с тем нынешние санкции уже переступили черту, за которой негативный эффект от их применения стал больше сказываться на их инициаторах, не создавая дополнительных проблем тем, против кого они вводятся. Ярким примером этому является ситуация вокруг шестого санкционного пакета ЕС и принятых ограничений со стороны США, которые затронули не только Россию, но и Белоруссию.
Не секрет, что Белоруссия живёт под серьёзными ограничениями уже на протяжении последних полутора лет, после того как ЕС и США не согласились с провалом государственного переворота в республике и приняли решение дестабилизировать обстановку в стране за счёт обрушения экономики. С тех пор под западные санкции попали практически все отрасли белорусской экономики, а сама Белоруссия была лишена любых инвестиций со стороны Запада и международных структур, подконтрольных Евросоюзу и Соединенным Штатам. Единственное, что позволяло Минску рассчитывать на продолжение минимального сотрудничества, была потребность Европы и многих стран мира в нефтепродуктах и минеральных удобрениях – главной экспортной продукции Белоруссии. Именно поэтому ЕС долго не вводил санкции против белорусских НПЗ, а «Беларуськалий» не был в европейских санкционных списках, как и часть его продукции. Только из-за позиции США и их прибалтийских сателлитов белорусский производитель удобрений оказался в затруднительном положении – из-за запрета на работу в портах Литвы и Латвии, Минску пришлось прорабатывать маршруты экспорта через Россию. Теперь же речь идёт о фактически полной торговой блокаде белорусской экономики со стороны ЕС.
Нынешние действия Брюсселя в отношении Белоруссии и России вызваны не столько желанием наказать Москву и Минск, даже ценой собственных потерь, сколько давлением со стороны США и их сателлитов, которые получают от нынешних санкций значительную выгоду, в том числе и в сфере поставок минеральных удобрений. Известно, что «Беларуськалий» обеспечивает около 20% мировых поставок калийных удобрений, а вместе с Россией Белоруссия удерживала ранее около 40% мирового рынка. Из-за санкций в первом квартале белорусские и российские поставки сократились на 20%, но при этом резко выросли у их конкурентов. В частности, в разы увеличил свою выручку и доходы канадский производитель Nutrien, который поддерживается правительством этой страны, являющейся одним из ярых сторонников самых жёстких санкций против Минска и Москвы. И этом лишь один пример того, кто и зачем поддерживает антибелорусские и антироссийские рестрикции.
Вместе с тем санкционное давление на Белоруссию и Россию с каждым днем всё больше очерчивает две главные тенденции – Минск и Москва ускоряют процесс интеграции, а санкции начинают сильнее бить по их инициаторам.
В первом случае очевидно, что белорусско-российские отношения именно из-за санкций начали переходить на новый уровень. Причём этот процесс только ускорился после 24 февраля, когда «западные демократии» сбросили маски. За последние месяцы Минск и Москва решили ряд проблем, которые висели в двусторонних отношениях годами. Можно вспомнить, что расширились возможности участия компаний двух стран в государственных закупках, был рёшен вопрос о переводе взаиморасчетов за поставленные в Белоруссию энергоресурсы в российские рубли, ускорилось сотрудничество в рамках импортозамещения, началось сближение в финансовой и банковской сферах, а также гармонизация налогового законодательства и т.п.
Кроме того, Белоруссия получила отсрочку более чем на год по выплате порядка $1 млрд кредита от РФ, а выплаты теперь будут производиться в российской валюте. Нельзя также забывать, что Россия, по сути, превратилась в единственные ворота для белорусского экспорта, в первую очередь нефтепродуктов, калийных удобрений и продовольствия, что в прошлые годы также не удавалось сделать из-за множества мелких вопросов. Например, министр сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Игорь Брыло заявил, что сегодня республика не испытывает проблем с доставкой товаров, так как продукция «идет через Новороссийск, Санкт-Петербург, но основные доли поставок в третьи страны и в Китай идут примерно неделю железнодорожным путем через Владивосток». В апреле стало известно, что возникшая проблема с экспортом белорусского дизеля также начала решаться, когда в порт Санкт-Петербурга пришла первая партия в 18 656 тонн, а мае планируется отправить еще 125 000 тонн. В подобной ситуации вряд ли можно сомневаться, что вопрос о расширении экспорта калийных удобрений через российские морские гавани также будет решен в ближайшее время. Правда, как отметил недавно в интервью Associated Press Александр Лукашенко, Минску и Москве предстоит сделать еще много и он все ещё не удовлетворен тем, как происходит интеграция, так как между двумя странами до сих пор не созданы равные условия для людей и субъектов хозяйствования.
С дугой стороны, вводимые и планируемые в обозримом будущем против Белоруссии и России санкции уже несут угрозу самим странам Запада. Ещё в марте в ЕС заявляли, что достигли практически максимума в своем санкционном давлении на Москву, однако останавливаться европейцам ни Вашингтон, ни Лондон так и не позволили. По сути, единственное, что сегодня может ударить по России, – это эмбарго на ее энергоносители и ряд иных полезных ископаемых. И здесь у ЕС возникает серьёзная проблема разрушения уже европейской экономики, что не позволяет Брюсселю действовать решительно. Ярким примером является дискуссия вокруг шестого пакета санкции Евросоюза, связанного с эмбарго на российскую нефть. Многие страны ЕС, даже под нажимом США, не готовы «стрелять себе в ногу», понимая, чем может обернуться для них отказ от российского чёрного золота. По сути, попытки Вашингтона продавить запрет на закупку нефти из России в Евросоюзе призвана не столько навредить РФ, сколько снизить эффективность европейской экономики и её конкурентоспособность. При этом сами США, официально декларируя свою решительность по дальнейшему санкционному давлению на Россию и Белоруссию, продолжают лицемерно импортировать из РФ и нефть, и газ. Брюсселю же предлагается заменить российские углеводороды поставками из Соединённых Штатов и стран, подконтрольных им. В то же время вводимые Белым домом рестрикции все больше напоминают обыкновенный популизм. В частности, 8 мая Соединённые Штаты приняли довольно невзрачный пакет санкций, где самым серьёзным решением можно считать запрет для американских компаний оказывать россиянам консалтинговые, рекламные и бухгалтерские услуги, а также ограничения на экспорт товаров в ряде отраслей, в том числе атомной промышленности.
В сложившихся обстоятельствах примечательным является то, что в нынешней антироссийской кампании Запад перестал обращать отдельное внимание на Белоруссию, автоматически расширяя на неё все антироссийские санкции. На проходившей 8 мая видеоконференции лидеров стран Большой семерки (G7) было заявлено, что «мы приложим все усилия, чтобы привлечь президента Путина, а также организаторов и пособий этой агрессии, включая режим Лукашенко в Белоруссии, ответственности за их действия в соответствии с международным правом». При этом стоит напомнить, что даже ОБСЕ еще в апреле признало, что Минск не является участником конфликта на Украине. Однако для США и их союзников это уже стало неважным.
Впрочем, пока все заявления о том, что Россия, а с ней и Белоруссия, будут наказаны за ситуацию на Украине, в ряде случаев разбиваются о жестокую действительность. Пока ни ЕС, ни Япония, ни даже США не могут полностью отказаться от торговли с РФ, через которую на внешние рынки сегодня выходит и белорусская продукция. И сколько бы западные политики ни рассказывали обывателям о своей «победе» над Россией, никто на Западе в реальности не собирается терять свою прибыль. Поэтому и антироссийские санкции, какими бы жёсткими на бумаге они ни были, по всей видимости, так и останутся решетом, которое необходимо, чтобы западная экономика продолжала дышать. Это означает, что и перед Белоруссией в процессе продолжающейся интеграции с РФ, окно возможностей будет оставаться открытым.