Северный флот России и СССР

Краснознамённый ордена Ушакова Северный флот считается самым молодым флотом России, хотя на самом деле история морских сил на севере уходит своим корнями в петровскую эпоху. Долгое время необходимость в создании постоянно действующего в этом регионе флотского соединения отсутствовала, поэтому для защиты побережья во время войн обычно прибывали эскадры с Балтики. В годы Первой мировой на севере действовала мощная флотилия Северного Ледовитого океана, однако во время Гражданской большинство кораблей было захвачено интервентами. Лишь с постройкой Беломорско-Балтийского канала, связавшего Балтийское и Белое море, вопрос о формировании постоянного Северного флота был окончательно решён и реализован советским правительством.
Циркуляр Главного штаба РККА о формировании Северной военной флотилии вышел 1 июня 1933 года. Главной базой для неё был назначен Мурманск, построенный в царствование императора Николая II. Первые корабли, вошедшие в состав флотилии, появились на севере в августе того же года и включали как эсминцы и сторожевые суда, так и подводные лодки. Главным командиром этого соединения был назначен бывший унтер-офицер царского флота и советский флагман 2-го ранга З.А. Закупнев, стоявший у руля северного флота до 1937 года.
11 мая 1937 года флотилия была преобразована в Северный флот и существенно пополнилась за счёт новых кораблей. Советское правительство считало Север важным участком обороны СССР, поэтому всё время стремилось к его усилению. Первое боевое крещение флот прошёл во время зимней войны с Финляндией, когда советские моряки заняли порты Лиинахамари и Петсамо. Эти операции имели важное значение для осуществления блокады противника, получавшего по морю ценные военные грузы.
К началу Великой Отечественной войны Северный флот состоял из 33 надводных кораблей (8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 15 сторожевых катеров и 1 минный заградитель) и 15 подлодок. Это была существенная сила, способная остановить вражеские операции и предотвратить высадку морских десантов на северное побережье. Кроме того, североморцы обеспечивали защиту союзных конвоев, которые направлялись в СССР с грузом военной техники и боеприпасами. Фашисты, осознававшие важность Севера, направляли в регион значительные силы, однако так и не добились успеха. За активное участие в битвах на Белом, Карском и Баренцевом морях Северный флот в 1965 году был удостоен высшей награды – ордена «Красного Знамени».
После войны Северный флот продолжал сохранять своё стратегическое значение. В 1958 году именно в его составе оказалась первая отечественная атомная подводная лодка «К-3», а в 1966 году отряд советских субмарин совершил кругосветное плавание и прошёл расстояние в 25 тысяч миль без единого всплытия.
В настоящий момент главной задачей Северного флота является поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности, а также оборона побережья и обеспечение безопасности судоходства. 25 мая 2014 года его история официально была продлена на два столетия и начала вестись с момента создания Архангельского военного порта в 1733 году. Тем не менее, свои главные подвиги североморцы совершили именно в XX столетии, отражая нападение фашистских агрессоров. Таким образом, было бы справедливее считать, что именно советские моряки стояли у истоков формирования постоянного Северного флота и создали ему то имя, которым он гордится по праву.
Заглавное фото. Моряки Краснознамённого Северного флота на фотографии Семёна Майстермана