Ситуация в Киеве глазами обывателя
С 1 марта 2022 года в Киеве была официально запрещена продажа спиртных напитков. Однако это не мешает и представителям властей, и «тероборонцам» бухать, что называется, по полной программе. Обвешанная автоматами шушера из «территориальной обороны» (ТрО) отоваривается в маленьких наливайках и магазинчиках, чтобы потом браво патрулировать улицы, порой мародёрствуя и перестреливаясь друг с другом.
В последнем выступлении Кличко сообщил киевлянам, что, несмотря на «безуспешные атаки агрессора», военная администрация всё делает для обеспечения в столице нормальной жизни. Работает, мол, общественный транспорт, открыты многие супермаркеты, действуют центры гуманитарной помощи, расширяет сферу своей деятельности малый бизнес – парикмахерские, кафе, зоомагазины, продуктовые ярмарки и т. п.
Что касается общественного транспорта, он действительно работает, хотя весьма своеобразно. Киевляне сообщают, что с большими перерывами по своим маршрутам ходят трамваи и автобусы. Причем никаких номеров маршрутов на них не имеется, люди должны сами догадываться, что, куда и во сколько отправляется. Огромны промежутки между поездами метро, особенно на ветках, соединяющих правый и левый берега. Регулярно проводятся проверки документов у пассажиров. В наземном транспорте, проходящем через блокпосты, часто они выглядят как требование развернуть паспорта и приложить их к стеклам вагонов или салонов. Хотя в случае подозрений «тероборонцы» могут устроить и детальные проверки и досмотры. Похожим образом организован контроль и в «подземке».
Что касается гуманитарных центров – да, они имеются, но их адреса и телефоны не так-то просто найти. Городские власти не додумались привлечь районные ЖЭКи или другие подконтрольные организации к распространению этой информации. Не хватило мозгов и, скорее всего, желания, например, организовать распечатку соответствующих листовок и расклеить их на дверях подъездов. Как быть в этом случае немощным старикам и инвалидам, которым гуманитарка нужнее всего и у которых нет компьютеров, это правящую банду не волнует. Хорошо, если добрые соседи подскажут, а если нет?
И еще о якобы бесплатной «гуманитарке». Она то и дело появляется в разных местах – магазинах, на рынках и на уличных лотках – отнюдь не бесплатно. Очень много продукции польского производства – молочки, сыров, паштетов. Напропалую идёт торговля замороженными бройлерными курами – точь-в-точь похожими на тех, что изредка, без широкого оповещения жителей, привозят во дворы и по штуке раздают задаром.
Что касается супермаркетов, номенклатура товаров в них сузилась до минимума, а цены, наоборот, выросли значительно. Главные товары – хлеб, продукты первой необходимости (мука, сахар, соль, крупы) – в наличии имеются. Цены на них возросли в среднем от 20% и до 100%. И это несмотря на уверения властей, что те делают самые разные шаги для ценовой стабилизации и удешевления за счет снижения НДС, пошлин и прочих надбавок.
Даже если исключить из мониторинга лакомства вроде бананов (подорожали почти вдвое) и посмотреть на динамику цен на самые простые и необходимые продукты, к примеру на овощи украинского производства– картошку, лук, морковь, можно ошалеть. Та же картошка подорожала практически вчетверо!
Здесь следует заметить, что зарплаты и пенсии остались прежними, а многие жители Киева лишились работы.
Ярмарочные цены на указанные товары ниже. Но ярмарки проводятся один раз в неделю. Киевляне радуются, если им удаётся найти мобильных торговцев, которые привозят овощи на личных автомобилях – они дешевле.
Малый бизнес действительно пытается работать, несмотря ни на что, поскольку иных источников дохода, кроме собственных заработков, у него не имеется. Правда, правительство Шмыгаля пообещало отдельным категориям таких предпринимателей финансовую помощь в размере 6500 гривен и даже начало её выплачивать. Но, во-первых, это касается не всех «малых бизнесменов», а во-вторых, многие из них считают её каплей в море.
Если говорить о других «достижениях» городских властей, то одно из них – это полная неразбериха с эвакуацией. Люди узнают о возможностях выехать из Киева, пунктах и времени сбора, лишь перелопатив сотни сообщений в пабликах. Киевляне сообщают, что информация крайне противоречивая. Если учитывать, что нацисты неоднократно подвергали обстрелам транспорт с эвакуированными, отправлявшиеся по гуманитарным коридорам, можно представить себе уровень опасений и страхов, охвативших людей, которые ищут возможность уехать. Социальные сети пестрят ужасающими сообщениями о польских мародёрах и торговцах людьми, об обманщиках и жуликах, предлагающих свои услуги для перевозки в Европу, и т. п. Власти же никаких достоверных сведений широко не распространяют, кроме разве что расписания поездов с центрального вокзала. Что творится в этих битком забитых составах, какие мытарства испытывают люди, обсуждается постоянно.
Киевляне стараются выуживать полезную информацию из различных источников – о работающих заправках и завозе бензина на них, о продуктовых точках, гуманитарных раздачах и т. д. Основная же правдивая информация от властей – это сообщения о воздушной тревоге и призывы спрятаться в укрытиях. И то она поступает зачастую уже после того, как на улицах прозвучали сирены.
Между тем горожан не призывают укрываться, когда на улицах звучит стрельба. Хотя и непонятно, какого она характера. Согласно широко распространившимся слухам, это учения «тероборонцев», которые набрали себе десятки тысяч стволов, а обучения не прошли. Впрочем, сообщают также и о пьяных разборках между ними и силовиками, а также между собой. При этом обывателю понять ситуацию сложно: от властей реальной картины событий ждать не приходится, она твердит только про «перемоги» да «диверсантов».
В целом война не коснулась Киева так, как она коснулась Киевской области, Чернигова, Харьковщины, не говоря уже о Донбассе. Гуманитарной катастрофы здесь нет, однако относительное благополучие столицы – только кажущееся. Проблемы накапливаются, и городские власти вряд ли понимают, как их решать, это видно уже сегодня.