ссылка

Соратник и друг Петра Франц Лефорт

Заглавная иллюстрация. Франц Лефорт на картине М. ван Мюссера
Увеличить шрифт
А
А
А

В окружении Петра I, «прорубившего окно в Европу», было множество иностранцев, поступивших на русскую службу и навсегда оставшихся в новом Отечестве. Россия манила их не только невероятными возможностями (образованных русских людей критически не хватало), но и своей новой ролью на мировой арене. Франц Лефорт был среди тех, кто прибыл в нашу страну задолго до утверждения Петра на престоле и свою карьеру построил при Фёдоре Алексеевиче и его сестре Софье. Тем не менее, когда он познакомился с Петром, то в полной мере оценил масштаб его личности и всецело встал на сторону царя-реформатора, желавшего своими преобразованиями навсегда превратить отсталое государство в процветающую империю.

Франц Лефорт родился в Женеве, и долгое время странствовал по Европе в поисках заработка. Он не пошёл по стопам своего отца, промышлявшего коммерцией, и мечтал о военной карьере. Не добившись успеха на службе у европейских государей, наш герой решил отправиться в далёкую Россию, где царь Алексей Михайлович набирал полки нового строя из иностранцев. Добравшись до места назначения, Франц поселился в «Немецкой слободе» (большом московском квартале для иностранцев) и в 1678 году начал строить военную карьеру. Здесь он и познакомился с будущим царём Петром, который любил бывать в гостях у немцев и охотно перенимал их образ жизни.

В 1689 году, уже будучи в солидных военных чинах, Лефорт подержал приход Петра к власти и с тех пор его дела стремительно «пошли в гору». Молодой государь считал женевца своим учителем и часто обращался к нему за советом, когда не знал, как поступить. Фаворитизм Лефорта вызывал недовольство среди московских бояр и других иностранцев, однако милость к нему Петра оставалась неизменной. Совместное участие в Азовских походах ещё больше сблизило двух единомышленников, и с тех пор они были неразлучны. Женевец никогда не злоупотреблял симпатией царя и старался познакомить его с талантливыми людьми, которые могли быть полезны России.

Любопытно, что не участвуя ни в каких морских баталиях, Лефорт получил чин адмирала русского флота. К тому времени Россия ещё не строила свои корабли, и это назначение было скорее почётной синекурой, чем реальной должностью.

Вместе с Петром Лефорт отправился в знаменитое «Великое посольство» по Европе, где царь приобрёл новые знакомства и почерпнул много идей для реформ. Здесь ловкий женевец, хорошо разбиравшийся в дипломатической кухне, был своеобразным проводником для русских людей, впервые оказавшихся на Западе. Практически ни одна встреча с высокопоставленными чиновниками и прочими людьми не обходилась без участия Лефорта, который не только служил переводчиком, но и сам принимал активное участие в переговорах.

Пока царь и его соратник странствовали по Европе, в Москве строился дорогой дворец, который был своеобразным подарком Петра своему другу. Это здание в изрядно перестроенном виде дошло до нашего времени и благодаря его близости целый московский район ныне носит название «Лефортово».

К сожалению, по возвращению в Россию славный женевец опасно заболел горячкой и вскоре скончался. В те времена состояние медицины было плачевным, и ранние смерти являлись скорее обыденностью, чем исключением. Пётр был потрясён смертью своего друга и соратника, который так был нужен ему в канун грядущей Северной войны. Царь лично присутствовал на похоронах Лефорта и повелел написать на его надгробии слова: «На опасной высоте придворного счастья стоял непоколебимо». Тем самым он подчеркнул то великое значение, которое имел в его душе иностранец, служивший новому Отечеству с преданностью и талантом.

Заглавная иллюстрация. Франц Лефорт на картине М. ван Мюссера

3
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору