США и Украина против России и Китая
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу провёл по видеосвязи переговоры с китайским коллегой адмиралом Дун Цзюнем. Их общение стало очередным подтверждением прочности союзнических отношений Москвы и Пекина.
Пекин традиционно считается сложным партнёром. Китайцы практично преследуют свои цели на международной арене и не страдают политической филантропией. В отношениях с другими государствами ими руководит холодный геополитический расчёт.
Украинская пропаганда, застигнутая врасплох взрывным расширением российско-китайских отношений на фоне безуспешных попыток Запада изолировать Россию, не додумались ни до чего иного, кроме как повторять пережёванные клише американского и европейского агитпропа про то, что Россия – экономический карлик, который попал в зависимость от Китая; что китайцы высосут из России все ресурсы и она останется одна у разбитого корыта, обнищавшая и обманутая; что Китай спит и видит, как бы оттяпать у России Дальний Восток и потому только притворяется союзником России.
Этим «страшилкам» уже шестьдесят лет. Они появились в 1960-х в период конфликтных отношений СССР и Китая. Конфликтными они оставались вплоть до 1990-х, и с тех пор идут в гору так, что в 2024 году министры обороны обеих держав констатировали их беспрецедентно высокий уровень.
«В прошлом году главы государств провели две личные встречи – в Москве и Пекине. Нацелены на безусловную реализацию всех достигнутых договоренностей, которые формируют долгосрочные цели в области национального развития и безопасности. Координация наших усилий оказывает стабилизирующее влияние на международную обстановку, способствует снижению конфликтного потенциала», – отметил Шойгу.
Пресловутая китайская экспансия, которой США пугали советских граждан, так и не стала реальностью за последние шесть десятков лет. Кроме пограничных конфликтов в 1960-х и военной помощи Китая афганским моджахедам для войны против советских войск, острых конфликтов между Москвой и Пекином не было.
Восточные рубежи России находятся в безопасности, чего нельзя сказать о западных рубежах. Известный британский историк Арнольд Тойнби, русофоб по убеждению, признавал, что с запада Россию атаковали в шесть раз чаще, чем с востока. Так о какой китайской экспансии можно говорить? Про неё часто говорят, но за многие десятки лет она так и не произошла.
Причина инициирования слухов про агрессивные планы Пекина в отношении России проста: Западу крайне невыгодна российско-китайская дружба, из-за которой Россию невозможно экономически изолировать. Если Европа не захочет покупать что-то у России, это что-то будет продано Китаю.
Китай конкурирует с Индией за звание лидера в Азии. Соответственно, Индия старается присоединиться к российско-китайской дружбе и углубить сотрудничество с Москвой. Товары из России идут не только в Китай, но и в Индию, особенно углеводороды. И то, что не захочет или не сможет купить Китай у России, купит Индия. О какой изоляции России может быть речь?
Сформировался геополитический треугольник Россия – Китай – Индия, где два последних звена, конкурируя за лидерство в Азии, стараются заручиться поддержкой Москвы как уравновешивающего звена. Такая трёхсторонняя конструкция не позволяет общей ситуации скатиться к конфликтному курсу.
Пекин понимает, что в случае проигрыша России на Украине Запад примется за Китай. Если Россия выстоит, геополитическая обстановка вокруг Китая автоматически оздоровится. Поэтому Дун Цзюнь подчеркнул: «Мы оказали вам поддержку по украинскому вопросу несмотря на то, что США и Европа продолжают давить на китайскую сторону. Даже оборонительное сотрудничество между Китаем и Евросоюзом оказалось под ударом, но мы не будем из-за этого изменять или отказываться от установленной политики. И они не должны и не смогут помешать нормальному российско-китайскому сотрудничеству».
Обращаясь к Шойгу, он сказал: «Вы внесли большой вклад в продвижение и развитие содружества между китайской и российской армиями, пользуетесь высоким авторитетом в российских Вооружённых Силах. Я восхищаюсь Вашим мужеством, проявленным в быстро меняющейся международной обстановке».
Российский министр, в свою очередь, напомнил: «Регулярно проводим совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки на суше, море и в воздухе, успешно отрабатываем учебно-боевые задачи различной сложности… Наши действия не направлены против третьих стран. Мы, в отличие от некоторых государств Запада, не создаем военного блока».
Агрессия Запада против России руками Украины – это одновременно и агрессия против Китая. Превращая Украину в территорию войны и крови с целью перекрыть России экономический путь в Европу, США тем самым перекрыли путь китайским товарам в Европу. Товары шли через Россию и Белоруссию в восточноевропейские страны и далее в Западную Европу. Теперь пропускная способность восточноевропейских «ворот», как и допуск на европейские рынки товаров из Китая, существенно сузились. Одним махом Вашингтон задумал нанести военное поражение России и экономическую контузию Китаю, ослабив оба своих геополитических конкурента. Но он добился того, чего меньше всего хотел, – сближения Москвы и Пекина в политике, военном деле и экономике.