Тихановская бьётся лбом в закрытые украинские ворота
Между Киевом в лице президента Зеленского и так называемым «Переходным кабинетом» белорусской оппозиции во главе с Тихановской нынче сложились парадоксальные отношения, не всегда понятные для окружающих. Казалось бы, природа этих политических объединений предельно схожа и включает в себя этнический национализм и русофобию, на базе которых можно было бы построить тесные связи. Тем не менее, Киев постоянно уклоняется от признания Тихановской, а украинские политики продолжают заявлять о том, что считают её кабинет сомнительно лояльным. В свете этого возникает резонный вопрос – почему так происходит?
На первый взгляд, ответ лежит на поверхности – украинские националисты считают белорусскую оппозицию более умеренной в отношении России и добиваются её радикализации. И им абсолютно всё равно, как это ударит по имиджу Тихановской внутри Белоруссии. Главное – решение сиюминутных задач в интересах киевского режима.
Однако в действительности всё сложнее, чем кажется. Ведь в Киеве оценивают не только лояльность Тихановской , но и её реальные возможности влиять на ситуацию. А вот с этим у оппозиции дела обстоят очень плохо. При всех громких декларациях и грандиозных планах «перамог» (побед), на практике ничего не реализовывается. Белорусские националисты всё больше отрываются от реальности. Киеву понятно, что союзники так себе, толку от них крайне мало.
Поражает в некотором смысле слепота кабинета Тихановской, который уже давно подменил белорусскую повестку украинской. То есть белорусов продолжают дискриминировать за рубежом, на Украине их форменным образом преследуют за гражданство, а те, кто якобы представляют интересы белорусов, продолжают заискивать перед киевским режимом. При этом никаких оснований для признания Тихановской у Зеленского и его окружения нет.
Началось всё это не вчера и не завтра закончится. Некоторые робкие попытки договориться с Киевом были у белорусской оппозиции и до 24 февраля, хотя в тот момент Зеленский даже не делал вид, что ему интересен диалог с Тихановской. Впрочем, у последней также была гораздо менее заукраинская риторика, обусловленная тем, что на украинской теме не имело смысла рекламироваться. С началом специальной военной операции ВС РФ всё изменилось кардинальным образом.
Прежде всего обнаружилось, что ранние заявления европейских политиков о разделении белорусского народа и президента Лукашенко оказались несостоятельными – стали вводиться санкции не только против власти, но и против простых граждан. Таким образом, всех белорусов в одночасье объединили в одну враждебную группу.
Во-вторых, примеру своих партнёров из ЕС тут же последовали и украинские политики, которые предложили правительству ударить по тем белорусским гражданам, которые находились рядом, то есть перебрались после 2020 года на Украину. Абсурд подобной политики очевиден каждому, кто знаком с политическими взглядами этих людей.
Тихановская очутилась в крайне сложной ситуации – её также связали путами коллективной ответственности «за Украину». При этом понятно негодование белорусских националистов, ведь они всецело были на стороне официального Киева. А тут их причислили к тому лагерю, который они всей душой ненавидели.
Любопытно, что даже минимального потепления в отношении Тихановской в Киеве после начала СВО не наблюдалось. То есть, даже при всей ненависти к «режиму Лукашенко» украинские политики продолжили рассматривать его в качестве единственного легитимного руководителя Белоруссии.
Особый цинизм при этом наблюдался в отношении тех белорусов, которые примкнули к так называемому полку Калиновского. Их начали активно использовать на фронте в тот самый момент, когда тысячи их сограждан (и, главное, идеологических союзников) столкнулись с преследованиями на Украине!
Осознав, что европейский истеблишмент после начала СВО стремительно теряет интерес к белорусской тематике, кабинет Тихановской немедленно приступил к активному навязыванию себя киевскому режиму. Его не остановили даже многочисленные унижения со стороны украинских политиков. Разумеется, такой подход вызвал лишь ещё большее презрение Киева, который вполне оценил бессилие белорусской оппозиции.
Дело дошло до того, что представителю Тихановской Ковалевскому даже не разрешили въезд на Украину. После этого он долго униженно пытался оправдать это особыми обстоятельствами мнимого участия Белоруссии в «войне».
10 октября Светлана Тихановская в очередной раз попыталась связаться с Киевом. И тут же получила звонкую пощёчину.
Член фракции «Слуга народа» и по совместительству Председатель комитета по иностранным делам Верховной рады Александр Мережко в категорической форме заявил, что «позиция Тихановской касательно России и Путина не является достаточно чёткой», а в её окружении «есть немного сомнительные люди».
Иными словами, Тихановской дали понять, что на благосклонность Киева она не может рассчитывать. Ведь даже путём публичного унижения она не смоет с себя «пятно» недостаточно лояльного политика.
Незаметно, впрочем, что Киев вообще рассматривает белорусскую оппозицию всерьёз. Даже если кто-то другой возглавит новый «переходный кабинет» вместо Тихановской, ему также укажут на дверь. Дело в том, что на Украине не видят никакой практической выгоды от белорусской оппозиции, более того – видят в какой-то мере конкурента, который отвлекает, пусть и в малой мере, внимание Запада на себя.
Не приходится сомневаться, что Киев будет и дальше игнорировать попытки диалога с белорусской оппозицией. Он не заинтересован в сотрудничестве с никчемным «союзником», от которого нельзя получить ощутимых выгод и который путается под ногами, мешая украинским деятелям сосредоточить всё внимание западных «партнёров» на себе.
В итоге Тихановской раз за разом Киевом будут выдвигаться всё более наглые требования, которые в конце концов убедят её в невозможности диалога с Киевом.
К счастью, белорусы намного адекватнее мнимых «представителей белорусского народа», которые готовы унижаться даже перед Зеленским.