ссылка

В Белоруссии стартовала президентская кампания: в чём её особенность?

Увеличить шрифт
А
А
А

Каждая избирательная кампания в Белоруссии является определённым испытанием для всей политической системы республики. События 2020 года, когда в стране прошли очередные выборы главы государства, и вовсе оказали влияние на общую обстановку в восточноевропейском регионе, во многом определив будущий вектор развития событий. 2025 год снова ставит перед властями Белоруссии вызовы, так как страны Запада и беглая белорусская оппозиция рассчитывают использовать предстоящую президентскую гонку для дестабилизации ситуации в республике.

О том, что в Белоруссии дан старт очередной кампании по избранию президента, стало известно 23 октября, когда нижняя палата парламента республики назначила основной день голосования на 26 января 2025 года. После этого Центральная избирательная комиссия (ЦИК) сообщила, что подать документы на регистрацию инициативных групп кандидаты смогут только до 1 ноября. Предвыборная агитация запланирована с 1 по 25 января, а с 21 января пройдет досрочное голосование. При этом в ЦИК практически сразу ответили на возможные вопросы о том, почему выборы были назначены задолго до окончания президентского срока нынешнего главы государства, который избрался на свой пост 9 августа 2020 года. В комиссии отметили, что Конституция запрещает проводить голосование только позже установленного срока, но никак не раньше.

Назначение выборов президента Белоруссии на 26 января 2025 года уже вызвало волну возмущения среди «змагаров», которые увидели в происходящем чуть ли не нарушение законов страны. При этом уже на следующий день после решение белорусского парламента из стана беглой оппозиции зазвучали различные объяснения происходящего. «Змагары» посчитали, что нынешнее решение властей республики вызвано их желанием как можно скорее перевернуть страницу в отношениях с Западом, которому Минск хочет показать, что пора «смириться с той реальностью, которая существует сегодня в Белоруссии, и начать контактировать с чистого листа». По мнению белорусской так называемой оппозиции, власти республики рассчитывают начать новый диалог с ЕС и США, продемонстрировав им абсолютно мирный процесс проведения выборов без антиправительственных выступлений и беспорядков, что, в свою очередь, должно доказать существующее сегодня единство белорусского народа и руководства страны. Одновременно «змагары» предполагают, что таким образом Лукашенко хочет нанести удар по беглой оппозиционерке Светлане Тихановской, которая считает себя «избранным президентом»: после проведения новых выборов её даже формально нельзя будет называть представителем белорусского народа. Это выглядит лишь попыткой представить Тихановскую как некую значимую фигуру, с которой якобы борется Лукашенко за легитимность на Западе, что на самом деле является абсолютным бредом. Особенно, если помнить, что результаты выборов в Белоруссии западные политики не признают уже не первый десяток лет, но это никак не мешает белорусскому лидеру как оставаться у власти, так и контактировать с представителями США, ЕС и их союзниками.

 Главной же причиной столь «ранних» президентских выборов беглые запроданцы называют «страх» Лукашенко перед ними и возможными беспорядками в стране. Именно поэтому, как заявляют противники белорусского лидера, голосование пройдет зимой, так как в это время устраивать протесты «не совсем комфортно». При этом признают, что сегодня они вряд ли смогут организовать какое-либо серьёзное протестное движение в Белоруссии. Аргумент про «комфорт» и вовсе нелепый: на Украине в 2014 году переворот случился как раз зимой, а не в тёплое время года.

Что касается отсутствия возможностей беглых организовать такой же переворот, то здесь причин несколько, и одна из них та, что власти Белоруссии хорошо выучили уроки и украинского майдана, и протестов 2020 года.

На протяжении нескольких лет белорусское руководство проводит зачистку республики от радикальных элементов, в первую очередь, от представителей прозападной оппозиции и националистов. В стране уже были ликвидированы политические партии и закрыты общественные движение и организации, которые так или иначе находились под влиянием Запада, ужесточено законодательство в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом, а за решетку отправились те, кто представляет хоть какую-то опасность для внутреннего спокойствия республики. Кроме того, к новой избирательной кампании хорошо подготовились и правоохранительные органы, которые тренируются поддерживать порядок и купировать любые попытки протестов, в том числе и жёсткими методами. Как заявил в одном из своих недавних интервью Александр Лукашенко, «мы не исключаем, что могут быть какие-то инсинуации, провокации и так далее», но «мы этого не допустим, потому что мы знаем, кто это делает», а потому «мы готовы к выборам и готовы ответить на любые провокации». С учётом отсутствия сегодня среди белорусов даже намёка не протестные настроения, рассчитывать «змагарам» на то, что они смогут повторить ситуацию 2020 года, вряд ли стоит. Тем более, что власти Белоруссии сделали всё возможное, что полностью выключить запроданцев из политической жизни страны.

В частности, еще несколько лет назад Лукашенко прямо заявлял, что ни один из представителей «змагаров» не сможет участвовать ни в каких выборах, и никогда не попадет в органы управления республикой. На практике это вылилось не только в отсутствие каких-либо оппозиционных кандидатов на предстоящих выборах, но и в невозможность проголосовать на них тем, кто сбежал из Белоруссии. Так, согласно новому законодательству, создание избирательных участков за рубежом не предусмотрено. Их не было ни на референдуме в феврале 2022 года по вопросам новой Конституции, ни на парламентских выборах 2024 года, не будет и в 2025 году. При этом для тех граждан, которые приедут из-за рубежа и не имеют регистрации в республике, ЦИК организует участок в Минске и, возможно, в областных центрах. Правда, в то, что для участия в голосовании приедут те, кто при возвращении рискует оказаться за решёткой, сегодня в Белоруссии практически никто не верит. Это означает, что основные противники Лукашенко на нынешних выборах не смогут повлиять на их результаты так, как им бы хотелось. К тому же, и социальной базы у них в Белоруссии сегодня практически нет, так как своими действиями за переделами республики, связанными с постоянными призывами к санкциям и даже к военной агрессии, они в глазах простых белорусов полностью себя дискредитировали.

В том, что на предстоящих президентских выборах победу одержит нынешний глава государства Александр Лукашенко, который 23 октября объявил о том, что он будет баллотироваться на новый срок, сегодня в республике и за её пределами практически никто не сомневается. Особенно если посмотреть на то, кто решил в этот раз бросить ему «вызов».

Первым о своем желании побороться с Лукашенко заявил неизменный его «спарринг-партнер» глава Либерально-демократической партии Белоруссии и депутат парламента Олег Гайдукевич. Как заметил политик, «партия никогда не пропускала ни одной избирательной компании с 1994 года» и «мы всегда работали на укрепление конституционного строя страны». В 2020 году Гайдукевич ещё в мае снялся с выборов и передал собранные 30 тыс. в штаб Лукашенко. Сумеет ли он за короткий срок собрать не менее 100 тыс. подписей избирателей и дойти до процесса голосования, пока не известно. Однако на сегодня, это, пожалуй, самый известный после Лукашенко кандидат на пост главы государства, в то время как ситуация с остальными претендентами выглядит более, чем скромно.

В частности, среди тех, кто решил попробовать себя в роли конкурента нынешнего главы государства, оказалась бывший пресс-секретарь МВД Белоруссии Ольга Чемоданова, которая в настоящее время занимает должность начальника главного управления идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома. Её кандидатуру поддержал Белорусский союз женщин, хотя этот факт вряд ли будет решающим при голосовании, если она сможет собрать 100 тыс. подписей для своего выдвижения.

Документы в ЦИК подал и Александр Хижняк, который является председателем Республиканской партии труда и справедливости, сумевшей пройти перерегистрацию в ходе проводимой белорусскими властями зачистки политического поля страны. Он, как и остальные потенциальные кандидаты, также поддерживает курс Александра Лукашенко, в том числе в его борьбе с запроданцами. При этом Хижняк ранее был практически не заметен в политической жизни республики. Аналогичная ситуация наблюдается и с остальными потенциальными кандидатами, который сумели подать документы для регистрации своих инициативных групп. Это председатель Республиканского совета Белорусского союза офицеров Сергей Бобриков, первый секретарь ЦК Коммунистической партии Белоруссии Сергей Сыранков, а также неизвестные никому Диана Ковалева и Виктор Кулеш. Все они не составляют серьёзной конкуренции действующему главе государства, а некоторые вряд ли смогут собрать заветные 100 тыс. подписей для получения статуса кандидата в президенты.

Примечательно в нынешней ситуации то, что среди выступающей за бойкотирование выборов беглой белорусской оппозиции также нашлись те, кто заявил о своем желании побороться с Лукашенко. При этом «кандидаты» от «змагаров» прекрасно понимают всю нелепость своих заявлений, как с точки зрения законности, так и отношения к ним со стороны простых белорусов. Например, зарегистрировать свою инициативную группу решили бывшая депутат и кандидат в президенты на выборах 2020 года Анна Канопацкая и уехавший из Белоруссии Юрий Губаревич, который сегодня является членом признанного в республике экстремистским формированием Объединённого переходного кабинета. Причем последний считает, что у него нет «формальных ограничений», так как возбуждённые против него в Белоруссии уголовные дела пока не дошли до суда, а «собрать 100 тыс. подписей среди 300-500 тыс. граждан, покинувших Белоруссию, вполне реально». Тот факт, что кандидату в президенты необходимо проживать непосредственно перед выборами в стране не менее 20 лет, Губаревича нисколько не смутило. Поэтому совершенно неудивительно, что ЦИК Белоруссии на законных основаниях сразу отказал в регистрации его инициативной группы. При этом документы Канопацкой  рассмотрению приняты были, хотя в то, что она сможет собрать необходимое количество голосов для продолжения борьбы, верится с трудом.

По сути, у Александра Лукашенко нет серьёзных конкурентов на выборах. Поэтому и решение баллотироваться на пост главы государства со стороны Гайдукевича и иных белорусских политиков можно рассматривать лишь как их стремление повысить свою узнаваемость внутри Белоруссии и, возможно, за рубежом. Более того, почти все они так или иначе следуют нынешнему политическому курсу действующего главы государства. Для «змагаров» нынешние выборы и вовсе могут стать ещё одним гвоздём в гроб беглой оппозиции, окончательно развеяв создаваемый ею миф о протестных настроениях в республике и рвении простых белорусов втиснуться в «европейский сад» (на самом деле – повторить судьбу Украины).

384
Поставить лайк: 27
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору