Владимир Басов: режиссёр, зажигавший «звёзды», и актёр, пленявший сердца
Многие из ныне живущих людей воспринимают Владимира Басова как своего современника – а ведь ему исполнилось сто лет со дня рождения. Пройдена незримая черта, за которой художника, творца, демиурга ожидает либо снисходительное забвение, либо заслуженная слава, прошедшая проверку на известность недолговечную, сиюминутную.
Творческое наследие юбиляра, именуемое словом «фильмография», составляет свыше ста кинокартин, где в 84 случаях он снялся в качестве актёра, в 19 выступил режиссёром, треть из которых были сняты по его сценариям (хотя и зачастую в соавторстве с другими людьми – писателями и драматургами Ю.В. Бондаревым, В.М. Кожевниковым, М.С. Ерзинкяном, С.М. Шатровым, по мотивам произведений которых снимались фильмы).
Дважды становился художественным руководителем (комедийных кинолент «Опекун» режиссёров Альберта Мкртчяна и Эдгара Ходжикяна и «По улицам комод водили» режиссёров Марка Генина и Николая Ковальского). Принял участие в озвучивании 9-ти художественных и 8-ми мультипликационных фильмов: в этом, последнем случае басистым голосом Владимира Басова говорит князь Владимир («Василиса Микулишна», Змей Горыныч «Последняя невеста Змея Горыныча», Дед Мороз «Новогодняя песенка Деда Мороза».
Проявлял невероятную работоспособность, при которой можно считать год за три: эти более чем сто киноработ были выполнены менее чем за 35 лет активной деятельности, считая началом её зачисление Басова в 1952 году режиссёром киностудии «Мосфильм», а концом – смерть от второго инсульта, настигшая его утром 17 сентября 1987 года, на 65-м году жизни.
Как он трудился, можно судить по съёмкам самого прославленного фильма Басова как режиссёра – «Щит и меч», вышедшего на экраны в 1968-м. Все четыре серии кинокартины были сняты менее, чем за год, что отнюдь не сказалось на качестве: киношедевр сразу посмотрело свыше 200 миллионов зрителей, к его показам много раз обращалось телевидение, с интересом смотрят его на «дисках» и киносайтах до сих пор, просмотров – миллионы.
Не меньшей популярностью пользуются, что при жизни Басова, что сейчас, и фильмы с его участием. Наш герой, как правило, довольствовался эпизодической, либо ролью второго плана, тем самым демонстрируя понимание своего «типажа», обладание не весьма броской внешностью.
Таковыми стали, в частности, роли поручика-адъютанта («Школа мужества»), полковника («Крушение эмирата»), шофёра («Тишина»), разведчика Бруно («Щит и меч») и других. При всём при том, что Басову–режиссёру удалось зажечь до десятка кинозвёзд первой величины, дав им путёвку в жизнь: Ролану Быкову и Розе Макагоновой (1954 год, фильм «Школа мужества»), Наталье Фатеевой (1957-й, «Случай на шахте восемь»). В кинофильме «Щит и меч» их вспыхнуло целых три: Станислав Любшин, Олег Янковский и Алла Демидова, чьё первое появление на экране сразу стало триумфальным.
Среди звёзд первой величины как выделиться герою второго плана? У Басова, тем не менее, это получалось. На фоне картины, где блистали ярким светом кумиры кинозрителей, он проносился ослепительным метеором, часто затмевая своей игрой многих ведущих героев кинорассказа. Таковыми являются, несомненно, его роли штабс-капитана Мышлаевского («Дни Турбиных»), продавца пиявок Дуремара («Приключения Буратино»), Худого Волка («Про Красную Шапочку»), адмирала Руайе («Капитан Немо») и другие.
Подметив эту особенность Басова-актёра, ведущие советские режиссёры (Леонид Гайдай, Лев Кулиджанов, Тамара Лисициан, Георгий Данелия и другие) наперебой приглашали Басова сняться в своих фильмах именно как «изюминку», как украшение их картин.
Он, добрейшей души человек, не отказывал, находя разумный баланс между актёрской игрой в «чужих» кинокартинах и съёмками собственных фильмов, написанием сценариев для них, преподавательской деятельностью на Высших курсах сценаристов и режиссёров, преодолением недугов, особенно навалившихся на него в завершающий период жизни, разрешением бытовых неурядиц, о которых чуть позже.
…Знаменитый актёр и кинорежиссёр появился на свет в селе Уразово (ныне пгт в Валуйском районе Белгородской области России), где волею судеб встретились и полюбили друг друга финн по происхождению, философ по образованию и красный комиссар по службе Павел Басултайнен, принявший партийную кличку «Басов» в качестве фамилии, передавший её затем в качестве единственного наследства сыну, и Александры, дочери покровского (сейчас город Энгельс) священника.
Родился мальчик 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, потому и был наречён, не мудрствуя лукаво, также Владимиром.
Отец его погиб в 1931 году, будучи начальником заставы в Средней Азии (несколько схожая ситуация дана в фильме «Офицеры»), воспитанием занималась мать. Хорошо занималась: парень рос развитым, начитанным, а когда они вдвоём после долгих мытарств по стране оказались в Москве, был принят сразу в третий класс средней школы, которую успешно окончил, и поступил во ВГИК. Но произошло это в июне 1941 года.
Несостоявшийся студент Басов добровольцем ушёл на фронт, где оказался востребованным сначала в качестве руководителя ансамбля художественной самодеятельности, который Владимир сам и собрал, дав более ста пятидесяти духоподъёмных концертов для бойцов, а потом командира миномётной батареи, состоявшей в дивизии прорыва Резерва Ставки Верховного Главнокомандования, где дослужился до звания капитана и должности помощника начальника оперативного отдела дивизии.
За организацию взятия опорного пункта немецкой обороны был награждён в 1945 году орденом Красной Звезды (а ранее – медалью «За боевые заслуги»), но в этом бою в преддверии Победы получил тяжёлую контузию, последствия которой сказались много лет спустя болезнями сосудов, инсультами, инфарктом и преждевременным уходом из жизни.
После демобилизации и восстановления от фронтовой травмы Басов в 1947 году вернулся во ВГИК, был принят в мастерскую Сергея Юткевича и Михаила Ромма, первый их которых обучил его, главным образом, актёрскому искусству перевоплощения, а второй – мастерству кинорежиссуры. Учёбу завершил в 1952 году, и был зачислен режиссёром на главную киностудию Советского Союза – «Мосфильм».
Успех к Басову-кинорежиссёру пришёл уже два года спустя, в 1954-м, когда на экраны страны вышел его (совместно с Мстиславом Корчагиным) героико-приключенческий фильм «Школа мужества», снятый по мотивам повести Аркадия Гайдара «Школа». Лента оказалась в числе лидеров проката, её посмотрело 27,2 миллиона зрителей. В том же году она стала лауреатом кинофестиваля в Карловых Варах как лучший воспитательный фильм.
Далее фильмы Басова выходят в прокат регулярно-ежегодно (в 1956-м – сразу два). В них отражается его широкий спектр интересов, как художника: это «Крушение эмирата» (об установлении советской власти в Бухаре, дань памяти отцу), «Первые радости» (о дореволюционном большевистском подполье, экранизация одноимённого романа Константина Федина), «Случай на шахте восемь» (будни горняков Заполярья), «Жизнь прошла мимо» (социальная реабилитация уголовно-осуждённого преступника) и другие.
Все они находят своего зрителя: благодаря созвучию настроениям зрителей того времени, хорошей драматургии, ярким актёрам, снявшимся с картинах: Николаю Боголюбову (лауреат шести Сталинских премий), Глебу Стриженову, в особых представлениях не нуждающемуся, Владимиру Дружникову, по которому определённо сохли первые красавицы страны. А также открытым Басовым талантливым исполнителям, коих, общим числом, за сотню будет.
Эпизодически снимавшийся в них режиссёр себя, как актёра, тогда ещё не нашёл: это впервые произойдёт в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», знаковом для советского кинематографа событии 1963 года. Где Басов не только блестяще сыграл полотёра – он сам придумал эту роль.
Соработничество Басова-актёра с режиссёром той или иной картины ярко просматривается в новелле «Напарник» фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (суровый милиционер), «Волшебный голос Джельсомино» (король Джакомон), «Приключения Электроника» (Стамп, шеф гангстеров) и ряде других. То есть это в известной степени и его, Басова, постановки, ибо он своим участием внёс существенный вклад в их успех.
Безусловно, всё это прекрасно исполненные «вариации на заданную тему». Гораздо в большей степени Басов, как творец, проявлялся в выборе своих режиссёрских работ. Началом их стала экранизация, в 1953 году, пьесы И.С. Тургенева «Нахлебник», фильм сохранил название оригинала. Обращением к отечественной классике стал также фильм «Метель» по одноименной повести А.С. Пушкина, а «Дни Турбиных» (1976 год) – самым первым в СССР фильмом по произведению М.А. Булгакова, только возвращавшегося к нам из долгого принудительного забвения.
Не случайным для творчества Басова представляется и его обращение к экранизации классики зарубежной: фильм «Время и семья Конвей» был снят им в 1983 году по одноимённой пьесе английского драматурга Джона Пристли, а свою «лебединую песню», смесь драмы с фантасмагорией и элементами фантастики, «Семь криков в океане» – три года спустя, в 1986-м, на основе пьесы испанского драматурга Алехандро Касоны.
Весь этот «душеизучательный» раздел творчества Басова пронизан глубоким проникновением во внутренний мир его героев, попытками понять ими своё предназначение, исследованием взаимоотношений Судьбы и Рока.
Изучение данных качеств и явлений, по большей части метафизических, были проведены Басовым с той же тщательностью, которые отличали его более ранние исследования вопросов патриотизма, самоотверженности, чувства долга, любви к Родине, которые проявились в его экранизациях произведений классиков советской литературы: романов «Тишина» Юрия Бондарева, «Битва в пути» Галины Николаевой, «Щит и меч» Вадима Кожевникова.
Некий «уклон» Басова в философию и «метафизику», проявившийся в поздних, в основном, его работах, возможно, объясняется не только его свободным выбором, как художника, но и фактами собственной биографии.
Дело в том, что он, вполне успешный деятель киноискусства, Народный артист СССР, обладатель престижных наград (в частности, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых), носитель «по жизни» образа неотразимого мачо, в семейной жизни был весьма несчастлив.
Басов был трижды женат на самых красивых женщинах: Розе Макогоновой, Наталье Фатеевой, Валентине Титовой, популярности которых сам немало поспособствовал. Но, как позже оказывалось, ни одна из них своего мужа по-настоящему не любила, каждая выходила за него, просто поддавшись неотразимому шарму и обаянию Басова.
Первая из них сделала аборт, что стало непоправимой её ошибкой, вторая подарила мужу сына, названного в честь отца Владимиром, третья – сына Александра и дочь Елизавету. К детям обе матери тоже особых чувств не испытывали (достаточно частое явление в актёрской среде), а вот Басов – наоборот, принял на себя все заботы по их воспитанию и образованию.
Не случайно впоследствии дочь его стала профессиональной танцовщицей, окончив академию русского балета имени А.Я. Вагановой, а сыновья – кинорежиссёрами, прямо пойдя по стопам отца.
Оба они снискали известность, их работы отмечены престижными кинопремиями, а Владимир Басов-младший является обладателем почётного звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
Заглавная иллюстрация: Владимир Басов в роли штабс-капитана Виктора Мышлаевского в фильме «Дни Турбиных»