Вопрос членства Украины – мина под ЕС
Европейская комиссия опубликовала ежегодный доклад о прогрессе, достигнутом Украиной, Молдавией, Грузией и ещё семи странами на пути к членству в Евросоюзе, пишет испанская газета El Pais.
В документе содержатся ключевые выводы, а также условия, реализация которых необходима для вступления в ЕС. Европейская комиссия рекомендовала начать переговоры с Украиной о вступлении в Евросоюз, следует из письменных рекомендаций комиссии. Однако эта рекомендация Еврокомиссии не имеет особого значения, поскольку с Турцией подобные переговоры начались ещё в 2005 году и до сих пор окончания этих переговоров не видно.
Статус кандидата на вступление Украина получила чуть более года назад, при этом в Киеве клялись, что выполнят все требования Европы. Однако в июне стало известно, что выполнено только два требования из семи (приняты законы о судебной реформе и о свободе СМИ, хотя никакой свободы нет и в помине).
Между тем глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, посетив Киев 4 ноября, заявила, что Украина достигла «отличного прогресса». Тем не менее можно не сомневаться, что Украина окажется в рядах ЕС только после выполнения всех европейских требований, среди которых есть просто невыполнимые.
Например, Киеву ещё только предстоит выполнить рекомендации Венецианской комиссии по защите прав национальных меньшинств. В первую очередь речь об этнических венграх, чьи интересы пытается отстаивать Будапешт. В Европе опасаются, что Венгрия, которая до сих пор блокирует финансовую помощь Киеву, может на саммите ЕС в следующем месяце наложить вето на начало переговоров о вступлении Украины в европейские ряды.
Саммит состоится уже 14 и 15 декабря, на котором лидеры стран ЕС должны будут принять окончательное решение.
В Брюсселе не зря беспокоятся: в Будапеште уже объявили, что не допустят вступления Украины в Евросоюз.
«Будапешт будет блокировать начало переговоров с Киевом о вступлении в Европейский союз, так как права венгерского меньшинства на Украине нарушаются. Украина принимает законы, которые делают жизнь венгров в стране невыносимой. Мы не можем с этим согласиться... Позиция Венгрии кристально ясна: пока существует этот закон (речь идёт о запрете образования на венгерском языке. – Ред.), не может быть никаких дискуссий с украинцами об их интеграции в Евросоюз», – заявил советник премьер-министра Венгрии по политическим вопросам Балаж Орбан.
Не отстают от венгров и поляки.
Заместитель главы МИД Польши Павел Яблонский тоже считает, что о вступлении Украины в ЕС не может быть и речи до тех пор, пока не будет решён вопрос об эксгумации жертв Волынской резни.
Недавно в Тернопольской области была найдена ещё одна братская могила жертв Волынской резни 1943 года. Польша тут же направила в Киев запрос на эксгумацию останков, но ответа нет.
«Я не люблю говорить об условиях. Я говорю о реальности: если мы должны быть в одном союзе со страной, с которой у нас есть значительный исторический спор, то спор должен быть решён, иначе трудно сотрудничать», – объяснил Павел Яблонский.
Варшава давно просит об эксгумации жертв Волынской резни – Киев в ответ выдвигает требование восстановить памятник на польской территории убийцам-бандеровцам, с чем поляки не могут согласиться.
Со своей стороны, Варшава настаивает ещё и на признании преступлений украинских националистов на территории Волыни, где бандеровцы в 1943 и 1944 годах устроили настоящий геноцид польского населения.
Однако Киев не может с этим согласиться, ведь это означало бы развенчать образ «национального героя» Бандеры.
Но вряд ли требования со стороны Варшавы этим ограничатся. В Польше ещё в 2015 году было создано общественное движение «Реституция Кресов». Организация занимается тем, что регистрирует документы до 1939 года: купчие, закладные, свидетельства о владении домами и землями.
Есть все основания полагать, что следующим условием вступления Украины в Евросоюз со стороны Варшавы будет возврат хозяевам аннексированного имущества в 1939 году, во время присоединения территории Западной Украины к Украинской ССР, считает телеграм-канал Readovka.
Неизвестно, как поведёт себя и Словакия. По крайней мере, там уже планируют присоединиться к Венгрии и блокировать выделение финансовой помощи Киеву от Евросоюза.
Уже сегодня можно прогнозировать, что переговоры о вступлении Украины в Евросоюз, может быть, и начнутся. Но сколько они продлятся, никто предсказать не может. И вряд ли Украина окажется удачливее Турции, которая сидит на коврике перед входом в ЕС уже много лет – Анкара получила статус кандидата в ЕС в прошлом веке, в 1999 году. Турки уже и надеяться на «светлое европейское будущее» перестали, тем более, как показала жизнь, не такое уж оно и светлое.