Воздухоплавательный аппарат капитана Можайского

Споры о том, чей учёный первым совершил открытие в той или иной области, не прекращаются по сей день. Особенно ожесточёнными они становятся в тот момент, когда речь заходит об изобретениях, изменивших жизнь человечества. Офицер А.Ф.Можайский, построивший первый в России (и один из первых в мире) самолёт, был человеком незаурядным и талантливым. Он принимал участие в знаменитом плавании фрегата «Диана», участвовал в хивинской экспедиции 1858 года и имел склонность к изобретательству. К идее создания воздухоплавательного аппарата наш герой подошёл основательно, и долгие годы проводил в научных изысканиях. В конце концов, Александру Фёдоровичу удалось частично воплотить сложный замысел в жизнь и получить патент на своё изобретение.
Будущий учёный Можайский родился 200 лет назад в финском городе Роченсальме, прославленном двумя сражениями русского флота. Его отец был морским офицером, а мать – дочерью немецкого купца из Лифляндии. Продолжая традиции своего рода, молодой человек закончил Морской кадетский корпус и некоторое время служил на Белом и Балтийской море. Когда адмирал Е.В.Путятин отправился в японскую миссию вокруг света и лишился своего корабля «Паллады», то на фрегате «Диана», вышедшем ему на помощь, одним из старших офицеров служил наш герой. После долгих приключений и пережитых опасностей Можайский вернулся на Родину, полный впечатлений и замыслов. Позже он принял не менее увлекательное участие в хивинской экспедиции, которая провела значительные исследования реки Амударья и Аральского моря.
Воздухоплавательным делом Александр Фёдорович начал интересоваться в 50-е годы, когда гостил в своём имении и наблюдал полёт птиц. Первое время он запускал воздушных змееев, а потом перешёл к более серьёзным исследованиям. Иногда он даже поднимался в небо при помощи различных летательных устройств.
В 1877 году Можайский предложил свой проект военному министру Д.А.Милютину. К сожалению, в тот момент получить нужную сумму на создание машины не получилось. В 1880 году, отправляясь за двигателем для своего аппарата в США, Александр Фёдорович подал заявку на патент своего изобретения. Его ходатайство было удовлетворено, и учёный уехал в дальнее путешествие. Вернувшись в Россию, Можайский получил средства на опытную модель и в 1882 году приступил к её созданию. В том же году он провёл испытания воздухоплавательного аппарата и выявил его технические недостатки. Вплоть до своей смерти Александр Фёдорович исправлял ошибки, однако так и не успел увидеть свой самолёт в воздухе.
Несмотря на неудачу в исследованиях, при нужном финансировании и государственной поддержке проект Можайского вполне мог быть воплощён в жизнь. К сожалению, военное министерство не отнеслось к его задумке с достаточной серьёзностью и предпочло обратить внимание на «более реалистичные» предложения . Буквально через два десятилетия самолёты начали играть большую роль в гражданском и военном воздухоплавании и навсегда изменили мир. Горько сознавать, что Россия могла совершить этот технический прорыв намного раньше…
Заглавная иллюстрация. Русский офицер и изобретатель Александр Можайский и его самолёт