Зодчий петровской эпохи Доменико Трезини

Среди иностранных архитекторов, приехавших в Россию при Петре I , имя Доменико Трезини занимает особое место. Во многом благодаря усилиям этого талантливого человека город на Неве приобрёл вид имперской столицы, равной лучшим городам Европы. К счастью, наследие зодчего-швейцарца смогло пережить сложные времена и сохраниться для потомков. В настоящий момент здания, построенные Трезини, справедливо считаются украшением Санкт-Петербурга и его окрестностей.
До приезда в Россию Трезини не прославился на ниве зодчества. У себя на Родине, в швейцарско-итальянском городке Астано, он известен почти исключительно, как русский архитектор. Своё мастерство юный архитектор оттачивал в Италии – колыбели Возрождения и барокко. Здесь он получил многие знания, но не работу, ведь страна переживала раздробленность и глубокий экономический кризис. Отчаявшись найти заказчиков, молодой человек перебрался в холодную Данию, где отсутствие конкуренции сулило хорошие деньги и быструю славу.
К сожалению (или к счастью), Датское королевство он застал в положении начавшейся Северной войны. Под гром пушек датчанам было не до искусств, поэтому Трезини встретил холодный приём при дворе короля Фредерика IV. Ему пришлось довольствоваться небольшими заработками при строительстве и возобновлении городских укреплений, строившихся для обороны от шведского флота.
В это время по приказу царя Петра посол А.П.Измайлов искал в Копенгагене мастеров, согласных отправиться в далёкую Россию. Трезини, недовольный своим финансовым положением, охотно согласился заключить годовой контракт с русским правительством. Деньги при этом обещали большие (около 1000 рублей в год), а в свободе не ограничивали (любой желающий по окончания контракта мог покинуть Россию). Таким образом, летом 1703 года он на корабле прибыл в Архангельск, откуда потом отправился в Москву и Санкт-Петербург.
Будущая столица России в те годы представляла собой хаотичное нагромождение изб и примитивных укреплений. Никакого генерального плана строительства города не существовало, многие здания возводили там, где это представлялось возможным. С появлением Трезини положение быстро начало меняться, швейцарец предложил царю Петру своё видение градостроительной политики и получил от него одобрение. Впрочем, как и в Дании, первое время архитектор занимался строительством городских укреплений, ведь над городом висела опасность шведского вторжения.
Свои основные архитектурные шедевры Трезини воздвиг уже тогда, когда наступил перелом в Северной войне. Россия утвердилась на невских берегах и могла больше не опасаться их потерять. С 1710 года архитектор одновременно руководил строительством Летнего и Зимнего дворца, а также Петропавловской крепости. Его ближайшим помощником был русский мастер М.Г.Земцов. Уж в конце петровского царствования он стал главным зодчим здания Двенадцати коллегий, в которых должны были разместиться «министерства» Петра I.
После смерти царя-реформатора наступила сложная эпоха безвременья. За пять лет (с 1725 года) Трезини успел поработать при дворах Екатерины I, Петра II, а потом и Анны Иоанновны. К счастью, везде он встречал тёплый приём, ведь правителям нужны были талантливые архитекторы, воплощавшие в жизнь их проекты. Из России талантливый архитектор так и не уехал, хотя мечтал посетить родную Швейцарию. Он тихо умер в середине царствования Анны Иоанновны, так и не завершив многие свои проекты. В 2014-м году первому зодчему Санкт-Петербурге был установлен памятник, который, пусть запоздало, стал благодарностью России великому архитектору.
Заглавная иллюстрация. Памятник архитектору Доменико Трезини в Санкт-Петербурге