19 ОКТЯБРЯ – ДЕНЬ В НАШЕЙ ИСТОРИИ
19 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление «О введении осадного положения с 20 октября в Москве и прилегающих к ней районах».
19 октября 1962 года в Донецке родился Дмитрий Владимирович Корнилов (1962-2002) – политолог, историк, журналист и общественный деятель, один из первых противников украинского национализма. Его брат, Владимир, возглавлял Украинский филиал Института стран СНГ, ныне – обозреватель МИА «Россия сегодня». В 1989 году Дмитрий стал соорганизатором Интерфронта Донбасса (с 1990 года – Интернационального движения Донбасса), возглавлял его как сопредседатель и председатель до 1995 года. С 1994 года работал обозревателем в газете «Донецкий Кряж», автор ряда работ о Донецко-Криворожской республике, о генезисе украинского национализма, о фальсификациях «голодомора».
19 (9 по ст. ст.) октября 1596 года была заключена Брестская церковная уния. На территории Речи Посполитой ряд епископов Киевской митрополии Константинопольского патриархата признал над собой власть папы римского. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года, а утверждён 19 (9) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте. Состоявшийся в то же время в Бресте Собор православного духовенства во главе с патриаршим экзархом Никифором, двумя епископами Киевской митрополии и князем Константином Острожским отказался поддержать унию, подтвердил верность Константинопольскому патриархату и предал отступников анафеме.
Уния привела к долгой и кровавой борьбе. Ликвидация унии началась в конце XVIII века. После разделов Речи Посполитой в состав Российской империи возвратились земли, в удельный период оказавшиеся в составе Польши и Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского и иных. В феврале 1839 года на Полоцком церковном соборе с Русской православной церковью было воссоединено более 1600 волынских и белорусских приходов с населением до 1,6 млн человек. 11 мая 1875 года в православие было возвращено 236 приходов с населением до 234 тыс. на Холмщине. В марте 1946 года на Львовском церковно-народном соборе Украинской греко-католической церкви на территории СССР Брестская уния была упразднена. Деятельность УГКЦ возобновилась в 1990 году. Подтвердилось то, что уже было в истории – униаты продвигались на Восток только в период горя и войн. В собственность УГКЦ были переданы бывшие униатские храмы, отданные православным после Львовского собора 1946 года. Многие храмы униаты возвращали силой, но власти УССР и СССР на это закрывали глаза. Современный автор отмечал: «Оказалось, что облик украинского униатства после победы над нацизмом никак не изменился. Униатство так и не сумело пройти через процесс катарсиса, внутреннего морального очищения, отряхнуть с себя преступное наследие дивизии СС «Галичина» и ОУН-УПА. УГКЦ не только не собиралась каяться в поддержке украинского коллаборационизма, но приступила к энергичной экспансии на восток, в преимущественно русскоязычные регионы Украины. После «оранжевой революции» в 2005 г. резиденция первоиерарха УГКЦ переехала из Львова в Киев, хотя почти 100% всей паствы УГКЦ проживало не на востоке, а на западе Украины». …«Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии», – предупреждал преподобный Лаврентий Черниговский. Вот слова, сказанные им в середине прошлого века: «Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы-самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против канонической Православной Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать. Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда. Но все эти наветы лукавого и лжеучения в Руси исчезнут, а будет Единая Церковь Православная – Русская».
С 19 (9 по ст. ст.) октября 1620 года по март 1631 года Киевскую митрополию возглавлял Иов (Иван Матфеевич Борецкий) (1560-1631). По происхождению из мелкой шляхты, родился в с. Борче Подкарпатского воеводства Польши (ныне село Бирче Львовской области), считал себя воспитанником Львовского братства. После основания Киевского братства и школы при нём (1615) стал её ректором. Монашеский постриг с именем Иов принял в Киевском Златоверхом во имя архангела Михаила мужском монастыре (1619), братия выбрала его игуменом. Был поставлен Киевским митрополитом в октябре 1620 года Иерусалимским патриархом Феофаном IV по благословению Константинопольской патриархии. В конце 1620 – начале 1621 года были поставлены православные епископы и в другие епархии Киевской митрополии. В августе 1624 года Иов обратился с посланием к царю Михаилу Фёдоровичу. Описывая тяжелое положение и мирян, подвергавшихся насилию со стороны униатов, и епископов, скрывавшихся в Киеве под защитой казацкого войска, Иов просил царя помочь «российского ти племени единоутробным людем» как «щедротами», так и «промыслом о свободе». Царь Михаил Фёдорович и патриарх Московский и всея Руси Филарет помощь оказали.
19 октября 1956 года была подписана советско-японская декларация о достижении соглашения о прекращении состояния войны между СССР и Японией, о восстановлении дипломатических и консульских отношений. После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности, СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года.