ссылка

Белоруссия – Иран – союз с большими перспективами и проблемами для западной гегемонии

Увеличить шрифт
А
А
А

Поездка Александра Лукашенко в Иран, которая состоялась 12-13 марта, стала очередным свидетельством того, что Белоруссия в своей внешнеполитической деятельности стала делать ставку на те страны, который находятся вне сферы прямого влиянии Запада. Это, в свою очередь, несет серьёзные риски для США и их союзников, которые всеми силами стараются оформить свою гегемонию на международной арене и создать пояс нестабильности вокруг России. По сути, официальный Минск вместе с Москвой сегодня создают новую антизападную коалицию, в которой не будет места диктату одной страны, а национальные интересы будут поставлены во главу угла многосторонних отношений. И Белоруссия в данном случае играет свою роль, стараясь укрепить связи на только со странами Азии и Африки, но и Ближневосточным регионом. При этом, в белорусской столице преследуют одну вполне конкретную цель – создать условия для развития собственной экономики и усиления национальной безопасности. И, как показывают последние события, Александру Лукашенко делать это удаётся.

Белоруссию и Иран связывают многолетние отношения, которые всегда отличались взаимоуважением и схожими позициями по многим вопросам международной повестки дня. Не случайно 2023 год был назван годом белорусско-иранской дружбы в честь 30-летия установления дипломатических отношений между странами. Минск и Тегеран в прошлом всегда старались найти точки соприкосновения в области торгово-экономического сотрудничества, новые этапы которого каждый раз начинались после официальных визитов руководства стран друг к другу. В частности, Александр Лукашенко посещал Иран в 1998 и 2006 годах, а президенты Исламской республики прилетали в Минск в 2004 и 2007 годах. После каждого из таких визитов отношения двух государств получали определённый толчок, хотя многие проекты, к сожалению, так и не были полностью реализованы. Например, ничем закончилась попытка в 2007 году создать совместное предприятие между National Iranian Oil Company из Ирана и «Белоруснефтью» по разработке нефтяного месторождения Джуфейр, а после нескольких лет работы в Белоруссии закрылось производство иранских легковых автомобилей.

Лукашенко в Иране в 1998 году

Вместе с тем, за годы сотрудничества две страны постоянно стремились к наращиванию двустороннего товарооборота, а пик пришелся на 2018 год, когда с Тегерана на некоторое время была снята часть западных санкций. Тогда страны сумели наторговать на сумму в $154 млн, а в Минске завили о перспективах довести торговлю до $1 млрд в год. К сожалению, данным планам не суждено было сбыться, так как сначала Тегеран, а с 2020 года и Минск попали под жесточайшие западные санкции. Однако именно такая ситуация в последующем позволила Белоруссии и Ирану изменить подходы к двустороннему сотрудничеству и снова выйти на рост в торговле: если в 2021 году товарооборот составил около $33,3 млн, то в 2022 году он уже превысил $100 млн, а белорусский экспорт увеличился в 6 раз – до $81,3 млн. Минск сумел нарастить в Исламскую республику поставки калийных удобрений, лесоматериалов, синтетических нитей, а Иран – фруктов, орехов, сливочного масла, овощей, лекарств и т.п. Поворотным моментом в белорусско-иранских отношениях стало начало специальной военной операции на Украине, которая полностью перекроила международные отношения. С этого времени Минск и Тегеран стали проявлять друг к другу особое внимание.

В частности, сегодня Белоруссию во многом интересует возможность расширения своего экспорта в страны так называемой дальней дуги, в том числе и на рынки Ближнего Востока, где Иран может стать своеобразным хабом для белорусской продукции. Именно поэтому Минск всё чаще стал говорить о возможности использования транспортных возможностей Исламской республики, в том числе открытие здесь экспортных терминалов для двухсторонних поставок товаров. Белоруссия также заявила о своих интересах в перевозках с использованием международного транспортного коридора «Север-Юг», а также контейнерных перевозок по железной дороге. Кроме того, важнейшим моментом для Белоруссии является и опыт Ирана в преодолении западных санкций, а также непосредственная в этом помощь со стороны Тегерана.

В свою очередь, Исламской республике крайне нужны белорусские удобрения, грузовые автомобили, сельхозтехника, пассажирский транспорт, продукция нефтехимической промышленности и, конечно, некоторые технологии. Помимо этого, иранское руководство остро нуждается в преодолении междурядной изоляции, и любые контакты с иностранными государствами рассматриваются в Тегеране как инструмент, способствующий данному процессу.

Обоюдные интересы и стали одной из главных причин интенсификации двусторонних отношений между Минском и Тегераном, результатом чего является нынешний визит Александра Лукашенко в Исламскую республику. Официально за два дня президент Белоруссии сделал всё, что было запланировано заранее: обсудил с иранским руководством торгово-экономические отношения, в том числе реализацию проектов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и логистики, а также «ситуацию в регионе и в мире в целом». Центральным событием стала встреча белорусского лидера с президентом Ирана Эбрахимом Раиси, которая прошла сначала в узком составе, а затем в присутствии делегаций двух стран. Во время переговоров, которые длились около часа, лидеры двух стран сказали много официальных слов о необходимости сотрудничества, противостояния западному давлению, выразили надежду на расширение взаимоотношений. При этом и Раиси, и Лукашенко подчеркнули, что визит президента Белоруссии обязательно придаст серьёзный импульс двусторонним отношениям, а белорусский лидер сообщил, что эффект для Минска от его поездки будет не менее, чем $100 млн.

Важным в переговорах стало и то, что лидеры двух стран подтвердили свои «схожие позиции и подходы ко многим вопросам международной повестки дня», отметив, что оба государства «привержены идее построения справедливого многополярного мира». Как заметил белорусский лидер, мы «поняли, насколько мы нужны друг другу, насколько тесно мы должны сотрудничать в этом мире». Со своей стороны, Раиси в качестве подтверждения выразил заинтересованность в развитии сотрудничества с Минском на международных площадках, в том числе ШОС и ЕАЭС, а также пообещал поделиться опытом в преодолении санкций. Последнее можно считать одним из главных результатов визита Лукашенко в Тегеран, так как это открывает большие перспективы не только для Белоруссии, но и для союзника республики России, которая также нуждается в любых дополнительных инструментах противостояния западному санкционному давлению.

Помимо Раиси, Лукашенко сумел пообщаться с первым вице-президентом Мохаммадом Мохбером, предложив ему создать совместные предприятия, в том числе в рамках производства высокотехнологичного оборудования, а также с председателем Собрания исламского совета Мохаммадом-Багером Галибафом. Кроме того, президент Белоруссии удостоился встречи и с верховным лидером Ирана Али Хаменеи. В последнем случае стоит отметить, что никакой официальной информации о том, какие темы были подняты на переговорах, ни Минск, ни Тегеран так и не представили. Белорусская сторона лишь сообщила, что «разговор был серьёзным», а «в политических кругах знают, что Хаменеи очень избирателен в плане встреч и далеко не с каждым гостем проводит переговоры».

Встреча Александра Лукашенко и Али Хаменеи 13 марта 2023 года

Практическими итогами поездки Лукашенко стали восемь подписанных документов, среди которых план мероприятий по дипломатической линии, соглашения о сотрудничестве в области карантина и защиты растений, об экстрадиции осуждённых к лишению свободы, а также ряд меморандумов о взаимопонимании между ведомствами двух стран. Позже стало известно, что стороны договорились о взаимодействии в рамках развития международного транспортного коридора «Север – Юг», приняли решение о безразрешительной системе автоперевозок грузов, а также возобновляют с 26 марта прямое авиасообщение между странами.

Центральное место среди пописанных документов, конечно, заняла дорожная карта сотрудничества двух стран на 2023-2026 годы под грифом «Для служебного пользования». Официально было сообщено, что в ней содержатся планы по взаимодействию и кооперации в политической, экономической, научно-технической, консульской сферах, в образовании, культуре, СМИ, туризме и пр. Подобная таинственность, как и переговоры Лукашенко с Хаменеи, уже вызвала определённые инсинуации среди западных аналитиков, которые усмотрели в этом усиление сотрудничестве Ирана и Белоруссии в политическом и военном планах, что может нести определённую угрозу политике изоляции не только Минска, но и Москвы. Это фактически подтвердил и представитель Госдепа США Нед Прайс, по словам которого, Белый дом видит в визите Лукашенко «в некотором роде продолжение углубления отношений Ирана и России», а потому «очень внимательно следит за этим».

Конечно, нынешняя поездка президента Белоруссии в Иран, как и его недавние визиты в Зимбабве, ОАЭ и Китай, в первую очередь следует рассматривать как стремление официального Минска найти возможность для диверсификации своего экспорта и привлечения иностранных инвестиций. Однако немаловажным являются политическая и военная составляющие данных визитов. Белорусскому ВПК есть, что предложить иностранным партнерам, в обмен на что Минск рассчитывает получить не только международную поддержку, но и различные технологии. Иран в данном случае является по своему уникальной страной, сумевшей развить собственные военные компетенции (можно вспомнить его беспилотники), что представляет для Минска, а с ним и для Москвы, серьёзный интерес.

О практических результатах визита белорусского лидера можно будет судить уже в самое ближайшее время. Однако сегодня очевидно одно Запад сам создал условия для появления новых коалиций среди тех стран, которые должны были, по замыслу США и ЕС, влачить горькое существование в международной изоляции. Это означает, что многополярный мир, как бы этому не противились в Вашингтоне, уже формируется.

347
Поставить лайк: 67
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Как Запад готовит нападение на Белоруссию

В Белоруссии назвали инструмент противодействия агрессивной политике Запада

Что в Белоруссии: смелая Татьяна и обиженный Анджей

Лукашенко развеял слухи о повороте на Запад и подтвердил курс на интеграцию с Россией

Александр Лукашенко – о работе президента, женщинах, и слабых европейских политиках

Победа Трампа: сдержанные надежды белорусских властей и паника продажных шкур

Лукашенко обличает Запад

Белоруссия предлагает Польше мир, а Варшава продолжает готовиться к войне

В Союзном государстве наметили новые направления дальнейшей интеграции

https://odnarodyna.org/article/belorussiya-iran-soyuz-s-bolshimi-perspektivami-i-problemami-dlya-zapadnoy-gegemonii