Битва при Хотине: как казаки поляков спасали
Битвы XVII столетия сегодня воспринимаются многими, как «преданья старины глубокой». Многочисленные казачьи восстания в Малороссии невольно заслоняют от нас многовековую борьбу Руси с татарскими и турецкими нашествиями, однако память о них теплится. Далеко не всегда противостояние с врагом было удачным, не единожды судьба края висела на волоске. Бывало и так, что малороссы вынужденно признавали себя подданными Османской империи, а в период восстания Хмельницкого вожди казачества оглядывались на позицию Стамбула, ища поддержки.
XVII век стал роковым в истории турецкого государства. Надорвавшись в бесконечных войнах, оно растеряло свой потенциал и клонилось к упадку. Впрочем, предчувствие этого упадка выглядела красиво – турки продолжали свои европейские завоевания, одерживали победы и теснили врага на север. Казалось, ничто не предвещало грядущей катастрофы.
Речь Посполитая с огромным трудом отбивалась от турецких и татарских нашествий. Медлительное шляхетское ополчение редко успевало на поле боя вовремя, многие шляхтичи откровенно пренебрегали своими обязанностями. Страдания простого народа, брошенного своей элитой на растерзание, трудно описывать беспристрастно – миллионы людей отправились на невольничьи рынки Крыма, чтобы навсегда потерять связь с Родиной. Как правило, их последующая жизнь проходила в изнурительном рабском труде.
Польско – турецкая война 1620-1621 гг., иногда называемая еще Хотинской войной, изначально началась для поляков крайне неудачно. Высокомерная шляхта потерпела сокрушительное поражение в Цецорской битве и бежала с поля боя. Глупая авантюра, которая предполагала усиление польского влияния в Молдавии, привела турок в пределы самой Речи Посполитой.
В польских рядах традиционно сражались казачьи реестровые отряды, поэтому львиная часть войск состояла из малороссов. Предводительствовал известный гетман Пётр Кононович Конашевич-Сагайдачный, прославившийся в прежних войнах.
Поляки удивительно беспечно относились к защите собственных земель, поэтому всякий раз их успехи в сражениях выглядят едва ли не чудом. В этом нет никакого преувеличения – поражение стоило бы Речи Посполитой государственности, но всякий раз судьба спасала шляхту от окончательного разгрома.
Город Хотин (ныне – Черновицкая область Украины), бывший некогда могучей пограничной крепостью, ныне во многом сохранил свой первоначальный облик. Грозные стены и башни стерегут покой древнего укрепления, долгие годы охранявшего южные рубежи Речи Посполитой. Дважды под стенами Хотина решалась судьба польской государственности, дважды он попадал в хроники воинской славы.
Выиграв большой сражение под Цецорой, турки основательно подготовились к новым битвам. Во главе войск встал сам султан Осман II, что говорило о необычайной важности грядущей военной кампании. О численности османских войск судить сложно, однако хроники сообщают о стотысячной армии. Кроме того, в армии присутствовало огромное количество иррегулярных отрядов, надеявшихся на военную добычу.
Движение турецких полчищ напоминало движение саранчи, сметающей всё на своем пути. Дисциплина в войсках хромала, да и мотивировать воинов на участие в войне могли только грабежи. В свете этого сложно сказать, кто больше страдал от похода – подданные султана или жители Речи Посполитой. Мирные жители в ужасе разбегались, надеясь найти спасение от жестоких завоевателей.
Любопытно, что на этот раз поляки не стали утопать в обычных дрязгах, а достаточно дружно выступили навстречу туркам. Возглавлял войска прославленный полководец – Ян Кароль Ходкевич, стяжавший славу еще в Смутное время. Он вел с собой несколько десятков тысяч воинов, среди которых казаки составляли едва ли не половину. В войсках находился предполагаемый наследник престола – королевич Владислав.
Объективно оценивая возможности обороны, Ходкевич предполагал построить вокруг Хотинской крепости укрепленный лагерь, который бы позволял отражать нападения пехоты и конницы. Вместе с тем он подготовил туркам и некоторые сюрпризы, которые позволили выиграть битву.
Сил у польского полководца было намного меньше, чем у турок, однако последние, как уже говорилось, не отличались дисциплиной. У поляков в иных случаях были схожие проблемы, однако на этот раз их удалось избежать.
Ходкевич не рассчитывал разгромить турок в открытом бою, он надеялся просто измотать их упорной обороной. Так, в сущности, и получилось, хотя осада хотинского лагеря заняла солидное время.
До прибытия турок у Ходкевича было достаточно времени, чтобы подготовиться. Лагерь был построен великолепно, взять его штурмом практически было очень сложно. Впрочем, турки очень полагались на свою численность, которая в прежних сражениях играла решающую роль.
Первоначально польско-казацкие силы (казаков возглавлял Конашевич-Сагайдачный) столкнулись с небольшим татарским отрядом Кантемира Мурзы. Татары с ходу пытались атаковать лагерь, но были отбиты, а позднее разгромлены подходящими на помощь Ходкевичу силами.
2 сентября близ Хотина появилась основная турецкая армия во главе с султаном Османом. Турки без подготовки бросились на отчаянный штурм, но были с большим уроном отбиты. На следующий день их атаки повторились с тем же «успехом».
Ходкевич грамотно использовал разные воинские соединения ( от казаков до немецких наёмников), направляя их на особо опасные участки битвы. Там, где всё висело на волоске, он ставил опытных и хорошо вооружённых наемников, успевавших переломить ход сражения.
Турки жестоко казнили тех, кто имел неосторожность попасть им в плен. Известна история с запорожским отрядом, который оторвался от основных сил и после отчаянного сопротивления сложил оружие. Султан приказал жестоко казнить всех казаков, негодуя на проявленное ими мужество.
Поскольку османская артиллерия непрерывно обстреливала лагерь, казаки и поляки прятались от ядер в заранее вырытых ямах. Учитывая уровень артиллерии того времени, не приходится сомневаться, что эффективность её огня оставалась ничтожной.
Султану не удалось полностью отрезать поляков и казаков от снабжения, поэтому соединённое войско продолжало успешно отражать продолжавшиеся османские штурмы. Последний из них случился 28 сентября 1621 года. Яна Короля Ходкевича к тому времени уже не было в живых, но умер он не от ран, а от болезни.
Гетман Конашевич-Сагайдачный, раненый в ходе боёв в левую руку, также ненадолго пережил своего соратника по битве и умер в 1622 году.
9 октября 1621 года был подписан мир между османским султаном и Речью Посполитой. Турки были вынуждены смириться с тем, что решающего разгрома поляков и казаков им добиться не удалось. Вместе с тем, не приходится говорить и о блестящей победе над турками. Фактически поляки и казаки лишь вымотали осаждающую армию, но ни в коем случае её не уничтожили. Кроме того, по итогам мира казакам запретили отправляться в дальние вояжи по провинциям Османской империи.
Осман II увел своё воинство обратно, война была закончена. Поляки и казаки, временно объединённые угрозой общего врага, продолжили своё бесконечный конфликт. В скором времени вспыхнуло очередное казацкое восстание, подавленное большой кровью.
На заглавном фото: Юзеф Брандт, «Хотинская битва»