Что в Белоруссии: Президент – в ОАЭ и Зимбабве, премьер – в России
Завершились воздушные маневры в белорусском небе с участием российской авиации. Республику на время покидали и президент, и премьер. Кто же оставался на хозяйстве в такое непростое время, когда под боком – конфликтная Украина?
Пора уже привыкать к тому, что в Белоруссии новая Конституция, и в самом разгаре переходный период от одной политической системы к другой. Премьер-министр остался важным высокопоставленным чиновником. Но не вторым лицом в государстве.
Больше полномочий переходит к главе Совета Республики, то есть верхней палаты парламента (аналог российского Совета Федерации). Сейчас на этом посту находится Наталья Кочанова. Она-то и отвечала за страну, пока президент Белоруссии Александр Лукашенко и председатель Совмина Роман Головченко находились в зарубежных поездках.
Кстати, незадолго до этих командировок Лукашенко перевёл в Совет Республики по президентской квоте своего недавнего помощника Валерия Бельского, и его сразу же выбрали заместителем главы СР.
Поэтому Головченко спокойно мог покинуть Белоруссию в отсутствие Лукашенко для дальнейшего налаживания экономических связей в России (посетил Нижний Новгород и Ульяновск) и Казахстане (был в Алма-Ате).
Визиты в регионы России для белорусского премьера Головченко, как и посла Белоруссии Дмитрия Крутого, становятся обычным делом. В Нижнем Новгороде продолжается реализация важного для обеих сторон проекта – совместное производство трамваев «МиНиН». Одной из тем было и развитие взаимного туризма. Это важно не только в экономическом плане, но и гуманитарном.
Трамвай «МиНиН» (Минск + Нижний Новгород», тестовый рейс
Среди белорусов выросло целое поколение, которое плохо знает Россию. Зачастую представления остались на уровне 1990-х. Сейчас Запад для многих закрылся, и есть шанс, что жители Белоруссии больше узнают о России на собственном опыте. А это интеграция на уровне обывателей. Украинский пример показал: упускать тут нельзя, иначе население поверит интернет-сказкам о диких россиянах, которые воруют унитазы.
Другая тема для Головченко в Нижнем Новгороде – расширение поставок автокомпонетов. Раз уж взялись за импортозамещение, то нужно загружать и российскую промышленность, и союзную белорусскую на полную мощность.
В Белоруссии есть и госпредприятия этой отрасли, и частники. К примеру, в городке Руденск под Минском делают фары для самой разной техники: от комбайнов до легковушек. Есть и группа Fenox, которая освоила производство целого ряда запчастей для авто.
Визит Головченко в Алматы был связаня с Межправсоветом ЕАЭС. Как ни банально, но для Минска важным было поговорить об алкогольном рынке. Российская сторона считает барьером наличие списка компаний, которые имеют право импортировать в республику спиртное.
Список обновляют каждый год, и другим юрлицам поставлять алкоголь нельзя (кроме определённых марок). Минск пока не готов отменять это. Мотив – защита отечественных производителей. Так что впереди – серия переговоров между Россией и Белоруссией на уровне ЕАЭС.
В Ульяновске Головченко продолжил переговоры с российскими коллегами о поставках техники и совместной сборке. «Те, кто видит в санкциях начало кризиса наших экономик, глубоко ошибаются», – заявил он на встрече с местной властью. Это можно считать новым лозунгом экономического сотрудничества. Раз его провозгласил премьер Белоруссии, который лично налаживает сотрудничество с регионами РФ, то дело вышло на очень серьёзный уровень.
А куда и зачем ездил белорусский президент? В ОАЭ Лукашенко встретился с президентом ОАЭ шейхом Мухаммедом Бен Заидом аль-Нахайяном. Судя по официальным фото, это неформальные переговоры, поскольку рядом с президентами не присутствовала государственная символика.
На этой встрече были замечены младший и старший сыновья Лукашенко – Николай и Виктор. Первый – свидетельство доверительных отношений. А Виктор на данный момент занимает пост главы Национального олимпийского комитета. Так что речь могла идти о лоббировании участия белорусских спортсменов в каких-либо международных соревнованиях. Возможно, это Азиатские игры, которые проводятся более 70 лет под эгидой Олимпийского совета Азии не без участия Международного олимпийского комитета.
Официальная хроника гласит, что говорили о направлениях «в сфере торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия». Был «акцент и на гуманитарную сферу». Последняя фраза как раз может означать спорт.
Александр и Виктор Лукашенко на переговорах с президентом ОАЭ. Источник: president.gov.by
А вот инвестиции и торговля – это явно связано с масштабным проектом застройки на севере Минска. Сносить почти ничего не будут. В границах белорусской столицы ещё остались незанятые площади, которые когда-то включили в городскую черту при расширении города, но долгое время не трогали.
Решено возвести огромный «Северный квартал» площадью более 1,9 тысячи гектаров. В проекте шестиполосные проспекты, много жилья, пожарное депо и многое другое. Один из главных объектов – Международный многофункциональный выставочный центр.
Информация из ряда открытых источников показывает, что это – арабско-сербский проект. Компания-застройщик Emaar Properties из ОАЭ связана с братьями Каричами. Ранее их группа компаний начала застройку не менее масштабного участка в районе, где был аэропорт Минск-1. Теперь там будет квартал «Минск – Мир». И это не единственный проект Каричей в столице Белоруссии.
Кроме того, в ОАЭ ряд бизнесменов регистрирует юридические лица, чтобы управлять через них проектами в Белоруссии.
А что же связывает Белоруссию с Зимбабве, куда Лукашенко нанёс масштабный визит?
Лукашенко встречали в Африке со всеми почестями, которые положены во время государственного визита. Источник: president.gov.by
Зимбабве нуждается в партнёрах, у которых можно купить оборудование, получить содействие в добыче полезных ископаемых. Именно содействие, а не фактическое управление и грабёж, как это делали прежде британцы.
Пока что президенты Зимбабве и Белоруссии подписали документ о начале программы механизации сельского хозяйства. Белорусская техника продавалась туда и ранее, но теперь всё это планируется поставить на серьёзные рельсы.
Есть планы и по другим направлениям. К примеру, учёба молодёжи из Зимбабве в белорусских вузах. Также не исключены командировки профессорско-преподавательского состава из Белоруссии в Южную Африку. По сути, это возврат к политике СССР, который подрывал колониальное владычество в Африке через трансфер технологий и образование. Как говорится, хорошо забытое старое. И это полностью совпадает с политикой России на африканском континенте, особенно южнее Сахары.
Президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин продолжают сверять часы. Официальная хроника сообщила об очередном телефонном разговоре двух лидеров. Одна из важных фраз: «… Говорили о дальнейших действиях в рамках Союзного государства по обеспечению безопасности».
На заглавном фото: Визит Александра Лукашенко в Зимабве. Источник: president.gov.by