Диорама «Битва за Киев. Лютежский плацдарм»
Освобождение древнего русского города Киева, захваченного фашистами в сентябре 1941 года, стало настолько знаковым событием Великой Отечественной войны, что для прославления действий Красной Армии в боях за город был создан замечательный музей. Его украшением являлась замечательная диорама, созданная руками гениального художника Н.С.Присекина. Три года мастер трудился над огромным полотном, тщательно выписывая детали и создавая впечатляющий образ окопных боёв и танковых атак. Его творение увидело свет 4 мая 1980 года и шокировало зрителей своей правдоподобностью.
Лютежский плацдарм, который Присекин изобразил на своей диораме, был одной из ключевых позиций, занятых 1-м Украинским фронтом (Н.Ф.Ватутин) в боях за Киев. Он стал площадкой для решающего наступления на столицу УССР и своеобразным символом освобождения города. Задумывая свой проект, художник руководствовался рекомендациями военных специалистов, принимавших участие в боевых операциях. Он опасался упустить какие-то важные детали той битвы, ставшей величайшей победой над талантливым командиром вермахта Эрихом фон Манштейном.
Диорама имеет длину 27 метров и высоту 7 метров. На ней мы можем видеть решающую атаку советских войск на немецкие позиции и груду военной техники, брошенной убегающими гитлеровцами. Лица солдат Красной Армии и вермахта изображены настолько живо, что зритель невольно подпадает под впечатление идущего боя. При этом Присекин очень большой акцент делает на ужасах войны, показывая растерзанную землю и горящие дома, ещё недавно полные жизни.
Диорама органично вплетена в идею самого музея, в котором находилось огромное количество экспонатов, по крупицам собранных сотрудниками и энтузиастами. При этом в экспозиции присутствуют хорошо сохранившиеся вещи и даже техника советских и немецких солдат. Безусловно, в реалиях нашего времени украинские власти изменили саму идею музея, унифицируя её со Второй мировой войной, а не с Великой Отечественной, а также заполонив музей проектами, посвящёнными АТО на Донбассе, «революции гидности», «Небесной сотне», «войне с Россией».
Тем не менее, вытравить дух этого памятника освобождению Киева они так и не смогли.
Местоположение музея также имеет символическое значение. Дело в том, что именно в селе Новые Петровцы во время битвы за Лютежский плацдарм располагался командно-наблюдательный пункт Ватутина, из которого он командовал наступлением. При этом ещё в 1945 году советское правительство распорядилось превратить эту территорию в государственный заповедник. Сохранившиеся к тому времени окопы и блиндажи были заново восстановлены и получили аутентичный вид, позволяющий проникнуться атмосферой тех дней.
В настоящий момент судьба не только диорамы, но и музея в целом вызывает справедливые опасения. В разрез с идеологической составляющей экспозиций, в них пытаются впихнуть военные экспонаты ВСУ. К сожалению, не приходится сомневаться, что подобные тенденции будут только нарастать, сводя идею музея к маразму. Такому же маразму, как воздвигнутый здесь с 2014 года памятник Неизвестному Солдату, который якобы в 1941-1944 гг. воевал за освобождение родной земли под бандеровским лозунгом «СУГС!»,
Да и музей «Битва за Киев в 1943 году» переименован в Музей воинских достижений (звитяги – укр.)
В этой обстановке можно лишь порадоваться за военные музеи Крыма, Донбасса и Новороссии, которые уже никогда не столкнутся с подобным историческим варварством.
Заглавная иллюстрация. Фрагмент диорамы, созданной художником Присекиным