ссылка

Как Москва не покорилась монголам

На заглавном фото: Монголо-татары осаждают русский город. Художник И.И. Пчелко
Увеличить шрифт
А
А
А

После того, как Рязань была захвачена Бату-ханом ( в русских летописях– Батыем), а под Коломной войска Владимиро-Суздальского княжества оказались разбиты в неравном бою, ордынские полчища подвергли Северо-Восточную Русь беспощадному разгрому. Владимирский князь Юрий Всеволодович ушёл на реку Сить, чтобы собрать новые полки для отражения нашествия, а в Москве и Владимире оставил своих сыновей с небольшими дружинами. Будущая столица России в те времена была небольшим городом, однако его жители приняли мужественное решение не открывать монголам ворота и драться до последней возможности. Их сопротивление возглавили местный воевода Филипп Нянька и юный князь Владимир Юрьевич, только недавно принявший московский удел от своего отца.

Подробности пятидневной осады Москвы известны нам не только из русских источников, но и из сообщений Рашид-ад-Дина, принимавшего участие в походе на стороне монголов. Они сообщают, что город окружили со всех сторон, а потом начали разбивать стены «пороками» (осадными орудиями). Их монголы заимствовали у покорённых незадолго до этого китайцев, чьи инженеры сопровождали ордынцев в походе. В это время русская дружина во главе с воеводой совершила вылазку из города и порубила многих монгольских воинов. Бату-хан, лично принимавший участие в осаде, приказал ежедневно штурмовать Москву, которая упорно отбивала вражеские приступы. Лишь после того, как защитники города погибли или были взяты в плен, монголы «люди избиша от старьца и до сущаго младенца; а град, и церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша, и много именья въземше отъидоша».

Жестокое уничтожение населения было в обычае у монголов, которые не прощали даже малейшего сопротивления своим завоеваниям. Стоит отметить, что такие многолюдные города, как Рязань, Владимир или Киев после нашествия были уничтожены практически до основания. К счастью, Москва смогла восстановиться после разгрома, хотя долгое время оставалась небольшим городом Владимирской земли. Отдельным княжеством она стала в 1276 году, когда сюда приехал младший сын Александра Невского юный князь Даниил.

Судьба руководителей обороны города сложилась одинаково трагически. Воевода Филипп Нянька был захвачен монголами в плен и жестоко казнён («разсече его по частем»). Князя Владимира Юрьевича Бату-хан приказал захватить с собой под Владимир и публично казнил его на глазах отказавшихся сдаться владимирцев. Позже этого князя, как и других членов семьи Юрия Всеволодовича, православная церковь причислила к лику святых.

Сопротивление Москвы дало стольному городу Владимиру небольшую отсрочку, чтобы подготовиться к осаде. Тем не менее, собрать силы для спасения своего княжества Юрий Всеволодович так не успел. Как и почти вся его семья, он пал в бою с монголами на реке Сити, где его настиг полководец Бату-хана Бурундай. Впрочем, история Северо-Восточной Руси на этом не прервалась и вскоре она восстала из пепла, став центром общерусской государственности.

На заглавном фото: Монголо-татары осаждают русский город. Художник И.И. Пчелко

9
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору