Как русская армия болгар от турок спасала: падение Плевны
Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов – это подлинная эпопея освобождения балканских народов от турецкого ига. Не всегда она была удачной, но всегда – благородной, много русской крови пролилось на Шипкинском перевале и в сражениях на подступах к Константинополю, при переходе Дуная и в плевненских боях. Даже наследник российского престола (будущий император Александр III) принял непосредственное участие в освобождении Болгарии.
Впрочем, были в истории этой войны и свои печальные стороны. Верховный командующий русской армии великий князь Николай Николаевич, назначенный на столь высокий пост не благодаря полководческим дарованиям, а по протекции императора, не умел правильно планировать кампании, распылял силы на второстепенные направления, а чувствительные в плане угроз участки часто оставлял без резервов. Это приводило к ненужным потерям и даже к поражениям русских войск, которые при умелом командовании действовали безупречно. Огромной проблемой оставалось и снабжение армии при ужасающем воровстве интендантов. Провиант часто приходил с опозданием, а его состояние оставляло желать лучшего.
Город Плевна, лежавший на правом фланге переправившихся через Дунай русских войск, представлял собой укреплённую крепость, преграждавшую путь в сердце Болгарии. Турки прекрасно понимали её значение, поэтому ещё накануне войны перебросили в город значительные силы и сосредоточили там военные припасы. После первых триумфальных успехов русской армии предстояло на время разбиться о мощь укреплений плевненской цитадели, а также столкнуться с первым отчаянным сопротивлением турецких сил.
Командующий турецкими войсками под Плевной Гази Осман-паша был опытным командиром, прославившимся в предыдущих войнах с Россией. Изначально он предполагал после занятия Плевны укрепить позиции и перейти к активной войне с русской армией. Султан и его окружение, опасавшиеся прорыва к Константинополю, несколько скорректировали планы командующего, вынудив его перейти к обороне. Осман-паша неохотно согласился, однако действовал достаточно самостоятельно, чтобы не быть связанным советами паркетных генералов.
При армии находились целые части, состоящие из так называемых «башибузуков» (головорезов), совершавших страшные зверства в отношении мирного населения и русских солдат. Они использовались для устрашения болгар, с нетерпением ждавших освобождения от турецкого ига.
Выступив из города Видина, турецкий командующий уже почти на виду у приближающихся русских войск стремительно занял Плевну. С этого момента упущенное время дорого обошлось нашим войскам.
Подошедшая к Плевне 5-я дивизия генерал-майора Юрия Ивановича Шильдера-Шульднера не имела сил, необходимых для штурма укреплённой крепости (8 тысяч против 18 тысяч турок) . Тем не менее, генерал приказал атаковать турецкие позиции. Результат был ожидаемым – под шквалом огня турецкой артиллерии русские солдаты были вынуждены отступить, понеся большие потери.
Назначенный командующим русскими войсками под Плевной генерал Николай Павлович Криденер 18 июля 1877 вторично пытался атаковать турецкий лагерь, однако также потерпел неудачу. После длительных обсуждений русское командование решило преимущественно не штурмовать, а осаждать Плевну, чтобы избежать больших потерь.
Численность турецких и русских войск под Плевной постоянно менялась. Осман-паша не был окружён, поэтому к нему непрерывно прибывали подкрепления. В связи с этим насущной проблемой стала полная блокада гарнизона, чтобы вызвать среди турок голод и лишить их резервов.
Осмелев после отражения двух штурмов, Осман-паша сам попытался перейти в наступление. 31 августа значительные силы турок вышли из лагеря и обрушились на российские передовые позиции. Бой длился несколько часов с переменным успехом, однако русские солдаты отбросили турок назад.
Замечательным успехом плевненской кампании стало взятие генералом Михаилом Дмитриевичем Скобелевым города Ловчи, через который туркам доставлялась большая часть продовольствия. Потеряв Ловчу, Осман-паша приказал немедленно уменьшить дневной рацион питания своих солдат.
11 сентября, командующий русской армией великий князь Николай Николаевич приказал в третий раз штурмовать Плевну. Генерал мечтал показать императору Александру II свои успехи, поэтому с лёгкостью отбросил горький опыт прежних штурмов. Результат был провальным – турки не без труда, но отразили русскую атаку.
Впрочем, после падения Ловчи турецкое войско было обречено. Чтобы вести правильную осаду, русское командование вызвало в плевненский лагерь известного военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена, прославившегося при обороне Севастополя в Крымскую войну. Тотлебен предложил не только постепенно сжимать кольцо осады, но и изматывать турок непрерывными обстрелами, не позволяющими им отдохнуть после боя.
Уменьшение рациона и постепенное ухудшение погоды вскоре начали скатываться на моральном состоянии турецких войск. Осман-паша приказывал казнить дезертиров, однако их не становилось меньше. В лагере свирепствовали инфекционные заболевания, маячил призрак реального голода. Командующего не радовал даже полученный из Константинополя почётный титул «Гази» (Непобедимый). Он прекрасно понимал, что султан обязательно сделает его козлом отпущения в случае сдачи Плевны.
С каждым днём кольцо блокады сжималось всё теснее. Постепенно турки потеряли всякую связь с окружающим миром. В этот момент Осман-паша всерьёз задумался о совершении массированного прорыва из крепости.
Вечером 10 декабря все турецкие силы, собравшись в кулак, обрушились на позиции 3-й гренадёрской и 5-й пехотной дивизий русской армии. Отчаянный натиск турок был настолько силён, что им удалось захватить три линии наших траншей. Находящийся на острие удара Сибирский полк почти полностью погиб, однако не бросил позиции. В это время к русским силам подоспело крупное подкрепление, которое отчаянным натиском опрокинуло вражеские шеренги и погнало турок обратно в лагерь. При этом русскими солдатами были захвачены некоторые позиции противника.
В тот же день начались переговоры Османа-паши о капитуляции Плевны. Турецкий командующий стремился выторговать себе наиболее благоприятные условия. Стоит отметить, что сами турки в случае своего превосходства обычно врага не щадили. Как известно, слово, данное христианину, для них не имело никакой ценности. В то же время турки ожидали от врага проявлений благородства и соблюдения законов войны. Как правило, их ожидания оказывались оправданными.
В общей сложности под Плевной русской армии сдалось 43338 человек. Среди них было множество обер-офицеров и крупных штабных чинов. Сам Осман-паша отдал саблю генералу от инфантерии Ивану Степановичу Ганецкому.
Падение Плевны фактически открыло русским войскам путь в сердце Болгарии. В скором времени они преодолели горные перевалы, которые турки сдали практически без боя, и вступили в Софию. Положение Османской империи становилось катастрофическим.
Узнав о падении Плевны, Россия ликовала. Давно уже настроения общества так не перекликались с интересами правящей династии. В честь победы было построено множество памятников, из которых самый величественные – Памятник героям Плевны и Колонна Славы – находятся в Москве и Санкт-Петербурге. К сожалению, далеко не все герои, принимавшие участие в приближении победы. получили за это заслуженные награды. Самой дорогой наградой для каждого русского патриота стало осознание того, что его ратными трудами было осуществлено освобождение славянских народов от турецкого ига. Безусловно, точка в борьбе ещё не была поставлена, однако русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. настолько подкосила позиции турок на Балканском полуострове, что в скором времени они без особых усилий были вынуждены оставить то, что завоёвывали веками.
Заглавная иллюстрация: Николай Дмитриев-Оренбургский «Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе», 1880 год. Коллекция Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург