Киевский режим забыл о самоопределении народов
Есть слова, которые забываются и которым не придают значения, но в определенных исторических обстоятельствах они напоминают о себе. Более того, отражают объективный процесс.
К таким словам сегодня можно отнести «самоопределение», «самоопределение народов».
Связанные с ними процессы сыграли немаловажную роль как в истории Украины (Юго-Западного края Российской империи, УНР Грушевского, Украинской державы Скоропадского, УНР Петлюры и УССР), так и в истории Российской империи, РСФСР, СССР, современной России.
Не будем углубляться в историю, напомним только, что эти слова-термины выдумали не в России, не большевики в РСДРП(б). В начале XX века они попали в Россию из Австро-Венгерской империи. В сентябре 1917 года при Временном правительстве Центральная Рада в Киеве проводила даже Съезд народов России, ратуя за Россию как федерацию.
Ныне в Википедии Съезд народов России 1917 года назван «Съездом порабощённых народов России». Так в ходе информационной войны интерпретировали название Конгресса угнетённых народов Австро-Венгерской империи, состоявшегося в апреле 1918 года.
В 1959 году в США приняли закон о порабощённых нациях, в годы холодной войны направленный против СССР.
Советский Союз «самоопределили» в 1991 году. Однако закон США о порабощённых народах действует и поныне.
В информационной войне стали применять термин «деколонизация России». Мол, было бы хорошо вместо Российской Федерации иметь дело с 10-12 «самоопределившимися» территориями.
На «деколонизацию» России работает киевский нацистский режим, предоставив в распоряжение Запада Украину в качестве инструмента войны.
Заметим, что в 1945 году принцип равноправия и самоопределения народов был закреплен в Уставе ООН.
Применительно к Украине этим правом воспользовались УССР в 1990-1991 годах, а также Крым и Севастополь, ДНР, ЛНР, Запорожская область и Херсонская область, воссоединившись с Россией
* * *
Почему о самоопределении народов следует напомнить киевскому режиму?
Потому что после 1991 года под влиянием Запада в стране, в которой жили более 130 этносов, стали строить этнонацию, «украинскую Украину».
США стали использовать радикальный национализм украинского замеса для использования Украины в своих целях.
На этой основе Запад навязал киевской власти евро- и североатлантическую интеграции.
Напрочь было игнорировано предупреждение американского президента Буша-старшего, сделанное им в ходе выступления в августе 1991 года в зале Верховного Совета УССР: «Американцы не будут поддерживать тех, кто стремится к независимости для того, чтобы сменить тиранию, навязываемую издалека, местным деспотизмом. Они также не будут помогать тем, кто поощряет самоубийственный национализм, порождаемый межнациональной ненавистью».
* * *
К 2014 году на Украине созрел нацистский режим, который американцы и англичане привели к власти. В то время американка Нуланд посылала Евросоюз в пешее эротическое путешествие, мол, не его дело решать, какая власть будет в Киеве.
Вот тогда на Украине в повестке дня появился вопрос самоопределения народов.
Ст.1 Устава ООН и декларацией Генассамблеи ООН 1970 года, как не раз напоминал министр иностранных дел РФ С.Лавров, зафиксировала обязанность уважать территориальную целостность тех государств, которые соблюдают «принцип равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительство, представляющее весь народ, проживающий на данной территории». Установленный в 2014 году в результате государственного переворота режим не представлял интересов жителей Крыма, Востока и Юго-Востока Украины. Да и и венгров, и молдаван, и других народов, проживающих на Украине, тоже не представлял.
Завершёнными процессами по применению права на самоопределение народов стали процессы вхождения в состав Российской Федерации Крыма и Севастополя в 2014 году, ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области в 2022 году.
* * *
Процессы безопасности и самоопределения народов в постсоветской Украине были предельно доступно объяснены в обращениях президента России 21 и 24 февраля 2022 года. Первое обращение было связано с ситуацией на Украине, второе – с началом Специальной военной операции РФ на Украине.
Ныне о самоопределении народов практически не вспоминают ни политики, ни политтехнологи, ни эксперты.
А вот глава МИД России С.Лавров в январе 2025 года напомнил.
Причем о смысле сказанного, видимо, необходимо подумать и политикам, и политтехнологам, и экспертам, не говоря о людях, которые могут применить своё право на самоопределение.
Приведу цитату из выступления 14 января 2025 года С.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2024 году: «Есть два аспекта безопасности. Угрозы на наших западных границах как одна из главных первых причин конфликта должны быть ликвидированы. Это может быть сделано только в контексте более широких договоренностей. Готовы обсуждать гарантии безопасности для той страны, которая сейчас называется Украина, или части этой страны, которая пока еще не самоопределилась, в отличие от Крыма, Донбасса и Новороссии».
Ещё раз припомним положение декларации Генассамблеи ООН 1970 года об обязанностях уважать территориальную целостность тех государств, которые соблюдают «принцип равноправия и самоопределения народов и вследствие этого имеющих правительство, представляющее весь народ, проживающий на данной территории».
* * *
16 июля 1990 года Верховный Совет УССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины, а 24 августа 1991 года – Акт провозглашения независимости Украины и постановление «О провозглашении независимости Украины».
Акт принимался, как было записано в тексте документа, «исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами» и «осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины».
Обратим внимание на два положения Декларации о государственном суверенитете от 16 июля 1990 года.
Первое. В декларации провозглашалось, что Украина намерена стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не будет принимать участия в военных блоках и обязуется соблюдать три неядерных принципа: не применять, не производить и не приобретать ядерного оружия.
Второе. Декларация гарантировала «всем национальностям, которые проживают на территории Республики, право их свободного национально-культурного развития».
Декларация принималась с учетом её применения при подготовке нового союзного договора.
1 декабря 1991 года был проведен референдум, на который вынесли один вопрос: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?»
Референдум декабря 1991 года должен был, как признавал позже Л.Кравчук, «перебить» результаты мартовского референдума на Украине по вопросу сохранения СССР. В марте народ УССР проголосовал за сохранение Союза, в декабре – за независимость Украины.
После референдума о многих положениях Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года, на основании которой и был принят Акт провозглашения независимости Украины, даже не упоминали, в том числе о внеблоковом статусе страны, о языках и свободном национально-культурном развитии народов Украины. Более того, курс внешней и внутренней политики был прямо противоположным тому курсу, который был задекларирован при самоопределении Украины как суверенного государства в 1990 и 1991 годах. А после государственного переворота 2024-года первое «самоопределение» народа Украины было полностью попрано.
Ныне пришло время второго самоопределения «для той страны, которая сейчас называется Украина, или части этой страны, которая пока еще не самоопределилась».