ссылка

Легендарный фрегат «Паллада»

Заглавная иллюстрация: Картина А.П.Боголюбова «Фрегат Паллада в 1847 году», 1847 год
Увеличить шрифт
А
А
А

С тех самых пор, когда русские фрегаты «Нева» и «Надежда» вернулись из первого кругосветного плавания (1806 год), русские моряки начали регулярно выходить в дальние моря и открывать новые земли. Благодаря их усилиям на карту были положены берега неведомых южных островов, а русская речь зазвучала в тропиках. Возвращаясь домой, русские офицеры и матросы рассказывали о чудесах тропической природы и суровой красоте Русской Америки, которая часто бывала главным конечным маршрутом кругосветных путешествий.

К счастью, не только сухие судовые журналы могут нам рассказать об этих странствиях. По счастливому стечению обстоятельств иногда на борт кораблей поднимались и известные русские писатели, оставившие подробные и остроумные заметки о своих путешествиях. Среди наиболее известных произведений, касающихся этой темы, можно назвать «Вокруг света на «Коршуне» К.М.Станюковича, « В дальних водах и странах» В.В.Крестовского, а также «Фрегат Паллада» И.А.Гончарова.

Фрегат «Паллада», названный в честь греческой богини Афины, отправился к берегам Японии по приказу императора Николая I, желавшего заключить торговый договор с этой страной. Это произошло в 1852 году, буквально накануне печально известной Крымской войны. Командовал дипломатической миссией вице-адмирал В.Е.Путятин, который получил подробные инструкции, как ему вести себя с представителями закрытой страны.

Успех посольства изначально был под большим вопросом, так как японцы совершенно не желали избавляться от своей политики полной изоляции. Опасения оказались реальностью, когда фрегат прибыл в Нагасаки и попытался вступить в переговоры. Японские чиновники демонстрировали восточную любезность, однако от всяких конкретных обещаний отказывались. Путятин, отчаявшись успешно завершить миссию, был вынужден увести корабль на Филиппины, откуда в последующем опять попытался договориться с Японией на новых условиях.

Благодаря писателю Гончарову мы можем по дням проследить маршрут следования «Паллады» к месту назначения. Корабль несколько раз за время плавания находился в сложном положении из-за технических поломок и враждебности английских и французских моряков, которые готовились вступить в противостояние с Россией. К счастью, все сложности оказались преодолены, и корабль благополучно обогнул мыс Доброй Надежды – самую южную оконечность Африки. После этого русские моряки воспряли духом и поверили в то, что их ждёт успех.

Гончарова во время плавания очень интересовали традиции местных жителей и особенности природы посещённых стран. Вместе с тем он не был чужд и политических наблюдений за жизнью европейских колоний и полунезависимых азиатских государств, среди которых своей экзотичностью особенно выделялся Китай.

Несмотря на то, что первоначальная миссия Путятина оказалась неудачной, путешествие фрегата «Паллада» стало ещё одним шагом России по открытию нового мира. Аборигенное население запомнило наших соотечественников дружелюбными людьми, а не жестокими колонизаторами, пришедшими покорять их земли. Тем, кто желает узнать подробности путешествия, обязательно стоит познакомиться с книгой Гончарова, которая показывает мир таким, каким он был два столетия назад – необъятным, сложным и вместе с тем жутко интересным. Это делает заметки Ивана Александровича важным документом эпохи и подлинным вкладом в русскую географическую и этнографическую науку.

Заглавная иллюстрация: Картина А.П.Боголюбова «Фрегат Паллада в 1847 году», 1847 год

30
Поставить лайк: 31
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору