Лётчик-ас Евграф Крутень
В Гражданскую войну судьба раскидала первых русских лётчиков не только по разные стороны баррикад, но и по всему свету. Нашему герою, лётчику Евграфу Крутеню, по счастью, не пришлось делать мучительный выбор между двумя противоборствующими лагерями, хотя он и застал начало февральской революции. По роковой случайности, молодой авиатор, одержавший столько побед, принял смерть не в бою, а во время случайной аварии при посадке самолёта. Об обстоятельствах его смерти в официальном рапорте было написано следующее: «Разбился насмерть вследствие перехода самолета в штопор на высоте 20-30 метров после крутого поворота». В те времена, когда авиация делала только первые шаги, подобные случаи были скорее трагической обыденностью, чем исключением.
Как и многие царские офицеры, Евграф Николаевич был потомственным военным и дворянином, поэтому ему с детства прививали любовь к армии, царю и Отечеству. Он родился в Киеве в семье полковника и закончил Владимирский Киевский кадетский корпус. Изначально молодой человек предполагал стать артиллеристом и даже поступил в Константиновское артиллерийское училище, однако потом увлечение лётным делом захватило его с головой. После нескольких рапортов начальство согласилось удовлетворить его просьбу о переобучении и переводе в авиационные части. Своё лётное мастерство Евграф приобретал в третьей Киевской авиационной роте, после стажировки в которой поступил на службу сначала в 9-й, а потом в 11-й корпусной авиаотряд.
Примером для подражания молодого офицера был П.Н.Нестеров, первым в мире совершивший в воздухе « мёртвую петлю». Крутень даже специально стремился перевестись в ту часть, которой командовал этот легендарный русский авиатор. Судьба двух асов-военлётов позже сложилась одинаково трагически, оба так и не пережили Первую мировую войну.
В сентябре 1914 года, в связи с начавшейся войной, Евграф Николаевич поступил в действующую армию. Здесь он сначала воевал в 21-м корпусном авиационном отряде, а потом возглавил 2-й армейский авиаотряд. В этот период молодой человек написал для начальства несколько критических статей, в которых указывал на неудовлетворительное состояние технической части самолётов и требовал их модернизации.
Сослуживцам Крутень запомнился, как образованный, всегда спокойный и вежливый офицер и профессионал своего дела. В этот период он уже сбил несколько вражеских самолётов и получил орден Св. Георгия IV степени. Когда французы попросили прислать на западный фронт группу лучших русских офицеров, то Евграф Крутень был одним из тех, чью кандидатуру рассматривали в первую очередь.
К сожалению, смерть уже стояла за спиной молодого офицера. Когда весной 1917 года он вернулся в родную страну, то не узнал её. Повсюду проходили митинги, солдатская дисциплина оставляла желать лучшего, офицеров избивали и даже убивали. Крутень воспринял всё это, как величайшую трагедию, однако, как патриот, надеялся найти применение своим талантам на фронте. 19 июня, возвращаясь из очередного полёта, он потерпел крушение и погиб, не справившись с управлением неповоротливой машины. До сих пор нет окончательного ответа, что стало главной причиной его роковой ошибки, стоившей жизни.
Крутень был торжественно похоронен рядом со своим учителем – Петром Нестеровым. Таким образом киевляне оказали величайшую честь своему земляку, ценившему лётное мастерство превыше всех иных талантов. Посмертно он был представлен к званию подполковника и к Ордену Святого Георгия 3-й степени. На счету нашего героя, по разным данным, от 7 до 17 сбитых самолётов противника. И это в те времена, когда техническая часть аэропланов была весьма невысокой технологически.
На заглавном фото: Ньюпор-17, на котором Е.Н.Крутень погиб, возвращаясь из боя. 1917 г.