Минск «прогнул» Вильнюс: Литва досрочно открывает границу с Белоруссией
Ситуация на белорусско-литовской границе, которая была в одностороннем порядке полностью закрыта Вильнюсом с конца октября, стала ярким свидетельством того, как литовские власти не умеют прогнозировать ситуацию и переоценивают свои возможности. Намереваясь запугать Минск и использовать «угрозу» воздушных шаров как инструмент для вытягивания средств из бюджета ЕС, Литва угодила в собственную ловушку, поставив на грань катастрофы всю свою транспортную отрасль. Белоруссия же не пошла на поводу у Вильнюса и заняла неожиданную для литовских властей жёсткую позицию, которая вынудила Вильнюс пойти на попятную.
После закрытия границы с Белоруссией правительство Литвы заявило, что никакого возобновления транспортного сообщения с соседней страной раньше 1 декабря быть не может. Более того, в Вильнюсе неоднократно подчёркивали, что граница может остаться закрытой и после указанного срока, если Минск не выполнит поставленные перед ним требования. Однако уже к середине месяца стало понятно, что Вильнюс переоценил свои силы, и власти страны стали искать возможность возобновить транспортное сообщение с Белоруссией, где застряли тысячи литовских фур и прицепов. При этом Литве так хотелось сделать хорошую мину при плохой игре!
В этой связи литовские спецслужбы внезапно перестали сообщать о «массовых запусках» воздушных шаров с территории Белоруссии, а нелегальные мигранты на границе вдруг чудесным образом практически исчезли из официальных сообщений. Позже премьер-министр Литвы Инга Ругинене заявила, что ситуация позволяет открыть пограничные переходы раньше 1 декабря, а 19 ноября её поддержал литовский президент Гитанас Науседа, который ранее занимал диаметрально противоположную позицию. По его словам, границу Литвы с Белоруссией стоит открыть до 30 ноября, но с оговоркой: «Мы должны сохранить рычаг давления. Это значит, что белорусская сторона должна понимать: любые новые действия – и граница снова будет закрыта. Быстро и без лишних дискуссий», – заявил он. Это и есть та самая «хорошая мина». Вернее, попытка её изобразить.
Подобные заявления вызвали шквал негодования у литовской оппозиции, которая ранее критиковала власть за закрытие границы. В Сейме Литвы назвали планы правительства «поражением и уступкой белорусской стороне», которая «добьётся того, чего хотела – открытых границ». Однако всё это не повлияло на решение литовских властей, которых больше испугала перспектива внутреннего политического и экономического кризиса. Поэтому 19 ноября на заседании правительства республики было решено возобновить работу ранее закрытых двух пунктов пропуска на границе с Белоруссией — «Мядининкай» («Каменный Лог» с белорусской стороны) и «Шальчининкай» («Бенякони»).
Нынешние действия Литвы стали ярким свидетельством того, что Вильнюс, как и прочие страны Прибалтики и ЕС в целом, понимает лишь разговор с позиции силы, чем ранее ни Белоруссия, ни Россия старались не злоупотреблять. В Минске и Москве всегда стремились искать пути для диалога, что на Западе стали считать проявлением слабости. Теперь же ситуация изменилась, и вряд ли белорусские власти в будущем изменят свою тактику, основу которой теперь составляют жёсткие ответные меры на недружественные действия соседей.