На Украине растёт дефицит кадров, а уклонисты меняют маршруты
Продолжающийся, несмотря на жёсткие репрессии и охрану границы, массовый исход мужчин призывного возраста из Украины становится всё больше экономической проблемой.
Кроме того, в настоящее время около четырёх миллионов граждан «незалежной» работают нелегально и получают зарплату в конвертах, основную часть этих «нелегалов» составляют мужчины, скрывающиеся от мобилизации. Работают они в основном на стройках и в аграрном секторе. Понятно, что за них не платят никаких налогов.
Тем временем украинский бизнес кричит о рекордном дефиците кадров – уже 74% компаний жалуются на нехватку работников. Больше всего – на производстве и в коммунальных службах. Растёт самозанятость, но только в «тени», при этом государственный бюджет теряет, как минимум, до 20% возможных поступлений.
Рынок труда на Украине давно деформирован – там остались преимущественно женщины, пенсионеры и студенты. Молодёжь не включается в украинскую экономику, предпочитая прятаться и не работать, если родители в состоянии прокормить, или выезжают за рубеж. В итоге – больше некому поддерживать реальный сектор экономики, а экономисты говорят о наступившем структурном кризисе. Государство, несмотря на увеличение репрессий и роста количества штрафов, не в состоянии удержать ситуацию в сфере труда. А чем дольше продолжается насильственная мобилизация, тем слабее становится малый и средний бизнес.
На этом фоне в Киеве неожиданно объявили: депутаты обсуждают разрешение на выезд из страны мужчинам в возрасте от 18 до 24 лет, то есть, пока не подлежащие призыву в армию. Об этом сообщил спикер парламента Руслан Стефанчук, отметивший, что «детали и конкретный механизм возможных послаблений для этой категории граждан разрабатываются профильным комитетом».
Однако уже на следующий день украинский Телеграм-канал «Легитимный» сообщил со ссылкой на свой источник в Офисе президента, что верить Стефанчуку не следует. В Киеве решили пойти на обман, чтобы остановить массовый выезд 17-летних подростков из страны, а также сместить информационный акцент с проблем на передовой.
Ну а чтобы ни у кого не осталось ложных надежд, в воскресенье громко возмутился Генштаб ВСУ: Сырский объявил, что уехавшие не вернутся, а впереди, мол, затяжная война, для которой необходим мобилизационный резерв.
Тем временем в украинских пабликах граждане «незалежной» делятся приятным открытием и хорошей новостью: оказывается, у Украины есть общая граница с Белоруссией протяжённостью более одной тысячи километров, причём во многих местах граница проходит по лесам и болотам, где нет никаких украинских пограничников – все они охраняют традиционные пути побега в Румынию, привыкли же, что народ сбегает в вожделенную Европу. Но, похоже, с ужесточением и без того жестокой насильственной мобилизации пути бегущих от неё меняются, на Белоруссию уже смотрят как на спасение. Минск не выдаёт беглецов киевским властям. Группы, перешедшие белорусскую границу, уже делятся своим опытом.