ссылка

Наш путь из Мариуполя в Туймазы

Увеличить шрифт

История одной мариупольской семьи

(Продолжение. Начало ЗДЕСЬЗДЕСЬЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ)

Я с дочкой уехала в Россию по программе эвакуации, муж ехать отказался, остался в Мариуполе. Беженцев вывозили с территории METRO (бывший гипермаркет) каждый день, но предварительно надо было записаться. Мы уезжали 30 июня, таких как мы набралось три больших автобуса. О том, что нас ждёт, старались не думать, но были уверены, что будет только лучше.

На автобусе проехали весь город и увидели разрушения, о которых ранее только догадывались. На выезде закрыли окна, так как воздух был отравлен трупным запахом – из разрушенных полностью домов. До границы в Новоазовске всего полсотни километров, но мы ехали медленно целых два часа, а потом ещё восемь стояли на границе. Документы проверяли сначала ДНР, потом Россия. Фильтрацию на границе не проходили, её и не требовали. Только мужчин вызывали на допрос, проверяли телефоны, но отпечатков пальцев не брали. Когда оказались на российской границе, нас накормили: каша с сосисками, салат, чай, кофе, вода в бутылках.

Паспортный контроль прошли уже ночью и выехали в Таганрог. В это же время нам всем выдали бесплатно телефонную карточку Мегафон – уже с пополнением счёта.

Таганрогский пункт временного размещения (ПВР) находился на улице Ленина на базе школы спортивного резерва. Туда мы прибыли глубокой ночью. Нам помогли выгрузить и донести вещи, оформили документы на проживание и выдали раскладушки с одноразовым постельным бельём. Для размещения беженцев выделили два спортзала, раскладушки стояли совсем рядом друг с другом, места еле хватало поставить сумку. Многие приехали с домашними животными: собаками разных размеров, кошками и даже с декоративными крысами. Всю ночь горел приглушённый свет, люди приходили и уходили, маленькие дети плакали. Но мы с дочкой уснули сразу же.
В семь утра солнце светило прямо в лицо, на огромных окнах не было штор. Жарко, но зато есть тёплый душ, еда и вода в достаточном количестве.

На завтрак выстроилась огромная очередь, но ели быстро, не задерживались. Еду выдавали в одноразовой посуде, которую потом здесь же и выбрасывали в контейнер.

Очень помогали волонтёры и психологи. В медпункте оказывали первую неотложную помощь, но были те, кому приходилось вызывать «скорую» и отправлять в больницу.

Здесь же на первом этаже находилась комната с названием «бутик» где волонтёры раздавали одежду. Были люди, выехавшие без вещей, в основном, из Донецка и Угледара. Мариуполь на тот момент уже не обстреливали. В душе тоже выдавали полотенца, мыло, шампунь.

После завтрака нам объявили, что специально для нас сформирован поезд на Уфу. На тот момент ПВР был переполнен. Люди заволновались, все-таки республика Башкортостан слишком далеко. Но все устали, измучились, и большинство согласились ехать в Уфу. Я до последнего колебалась. Появилась мысль уехать в Подмосковье к дочкиной крёстной. Я даже сходила на вокзал посмотреть расписание и узнать о наличии билетов. Смартфон у меня не работал, поэтому выйти в интернет оказалось проблематично. Зато мы с дочкой прогулялись по городу и осмотрелись. Но оказалось, что билетов на Москву из Ростова нет, их надо заказывать заранее. Если бы я тогда уехала и перестала участвовать в программе эвакуации, то мне пришлось бы самой решать многие вопросы. Самой искать и оплачивать жильё или же искать волонтёров и просить их о помощи. Хорошо всё обдумав, я решила ехать в Уфу.

Вещи собирать не пришлось – мы их не успели распаковать.

Добирались до Уфы двое суток. За это время пейзаж за окном поезда кардинально поменялся. Степь и морской берег плавно перешли в леса с высоченными ёлками, соснами и берёзами.

В поезде нам выдавали сухой паёк три раза в день: каша с мясом, паштет, хлебцы, булочки, воду в бутылках. Детям дополнительно – фрукты и сок. Конечно, столько мы не в силах были съесть, а выдавать меньше проводники никак не соглашались. Сколько нам выделяло государство, столько мы и получали. Поэтому из поездки привезли целый пакет с консервами.

В Уфу поезд пришел 3 июля вечером. От пережитого и долгой дороги мы очень устали, особенно дети. На вокзале нас встречали сотрудники МЧС, они помогли загрузить вещи в автобус. И опять предстояло ехать, как мы думали совсем недолго, до городского ПВР. Но наш автобус ехал в город Туймазы. Часть переселенцев остались в Уфе, часть уехали в Стерлитамак. Мы даже не знали куда повезут. Когда выехали из города, у людей началась паника – куда нас везут? Вспоминая тот день, я понимаю, что мы были не в себе и вели себя неадекватно. Наш сопровождающий успокаивал нас и рассказывал, куда мы едем и где предстоит жить ближайшее время. Это уже позже мы поняли, насколько нам повезло попасть в этот город. Туймазы находится примерно в трёх часах езды от Уфы. Если бы не усталость и расшатанные нервы, вполне можно было бы наслаждаться поездкой. Из окна открывался чудесный вид. Водитель два раза останавливался на перекур, мы выходили размять ноги и осмотреться.

В дороге нас еще раз покормили, выдали каждому пакет с едой: сладкая слойка, яблоко, бутылка воды и пирожное.

Туймазы

Приехали мы в Туймазы уже поздно вечером, но было на удивление светло. Для проживания нам выделили номера в гостинице «Башкортостан». Отвели весь второй этаж, где находилась и администрация гостиницы. Каждую семью поселили в отдельный номер, в однокомнатный или двухкомнатный в зависимости от количества человек. Мы с дочкой заняли однокомнатный, условия проживания – замечательные. Санузел находился в номере, там же – холодильник и телевизор. На этаже находились два кулера с водой, пост охраны. Полицейский был и на первом этаже гостиницы.

По приезду мы все прошли медицинский осмотр и сдали анализ на Covid-19. После этого поужинали в гостиничном кафе и отправились отдыхать. Для многих приехавших это была первая спокойная ночь в комфортных условиях…

558
Поставить лайк: 307
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору