ОДКБ – будущее организации определит Белоруссия?
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), история которой насчитывает уже не один десяток лет, долгие годы оставалась на периферии международных и военно-политических отношений на евразийском пространстве. Многочисленные проблемы внутри организации, превалирование собственных интересов государств над общими, отсутствие чёткого плана развития – все это и многое другое на протяжении всего периода существования организации не позволяло ей стать серьёзным инструментом обеспечения безопасности в зоне её ответственности. События последних нескольких лет не только не добавили оптимизма относительно будущего ОДКБ, но и стали настоящим испытанием для её участников. При этом никто в организации не отрицает её значительного потенциала, развитием которого, по всей видимости, сегодня решила заняться Белоруссия.
В настоящее время членами ОДКБ являются шесть стран – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, каждая из которых стремится защищать в ней свои собственные интересы. При этом все члены организации, вступая в ее состав, помимо «укрепление мира, международной и региональной безопасности», брали на себя обязательство по «защите на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов», что было прописано в четвертой статье Договора: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооружённому нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами-участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства – участники настоящего Договора». Таким образом, в ОДКБ изначально договаривались, что в случае необходимости любому члену организации будет предоставлена необходимая, в том числе и военная помощь и поддержка партнеров. Однако на деле оказалось, что это далеко не так.
За всю историю ОДКБ, которую многие позиционировали как своеобразный постсоветский аналог Организации Варшавского Договора в противовес НАТО, страны достигли довольно неплохих результатов в противодействии наркотрафику и терроризму. Вопросы же военной помощи и коллективной безопасности долгие году оставались нерешёнными. Так, в частности было в 1999, 2010 и 2021 годах, когда Киргизия трижды обращалась за помощью к партнёрам и каждый раз получала отказ. Это уже тогда вызывало немало споров и недовольства внутри организации. Как отмечал в 2010 году Александр Лукашенко, «что это за организация, если в одной из наших стран льется кровь, происходит государственный переворот и… тишина?». Единственным случаем, когда в ОДКБ решились на общую помощь одному из своих членов, стала ситуация начала 2022 года в Казахстане, когда после запроса со стороны Касым-Жомарта Токаева в эту страну оперативно были направлены более 2 тысяч миротворцев для помощи в «борьбе с террористическими бандами». В иных случаях ОДКБ не проявляла себя, даже когда речь шла о помощи Армении в разгоревшемся конфликте с Азербайджаном в Нагорном Карабахе. И подобная нерешительность уже не первый год висит дамокловым мечом над организацией, что не может не волновать её участников, в первую очередь Белоруссию, которая в последние годы оказалась в серьезной опасности.
С 2023 года Минск будет председательствовать в ОДКБ и, как показывают последние заявления Александра Лукашенко, белорусская сторона планирует сделать всё, чтобы кардинальным образом изменить нынешнее положение, как внутри организации, так и вокруг неё. Именно сегодня у белорусской стороны появилась реальная возможность провести если не реформу объединения, то, как минимум, повернуть её деятельность в необходимую для себя сторону. Особенно это важно в нынешних непростых геополитических обстоятельствах, в том числе и связанных с ситуацией на Украине.
Свои принципы реформирования Александр Лукашенко представил на состоявшемся 23 ноября в Еревана саммите высшего органа ОДКБ – Совете коллективной безопасности. В этот день приехавшие в столицу Армении лидеры шести стран в очередной раз продемонстрировали, что ситуация внутри организации находится в неоднозначном состоянии. Стало очевидно, что каждую из сторон по-прежнему интересуют свои собственные проблемы, а общая задача – сохранение безопасности на евразийском пространстве, пока находится на втором плане. Так, президент России снова напомнил о главной обеспокоенности Москвы – глобальной деятельности НАТО во главе с США, а также необходимости идеологической работы по сохранению общей исторической памяти. Лидеры Таджикистана, Казахстана и Киргизии упор сделали на проблемах своего региона, в первую очередь, связанных с Афганистаном, а Армении – на противостоянии с Азербайджаном. Белорусский же лидер был более многословен, представив главные приоритеты его страны на следующий год, в каждом из которых читалось не только желание сделать ОДКБ реальной военно-политической организацией, но и решить за счёт этого ряд задач, стоящих перед Минском.
Саммит ОДКБ в Ереване
Помимо всего прочего, белорусский лидер вспомнил о «беспрецедентном обострение военно-политической обстановки на Евразийском континенте», «поляризации подходов к вопросу о новом мировом порядке», практике «санкционного наказания «непокорных» стран», а также необходимости установления мира на Украине и между Арменией и Азербайджаном. В этой связи он представил четыре основных направления, на которых Минск заострит своё внимание в следующем году.
В частности, речь в первую очередь идет об «урегулировании кризисных ситуаций и недопущение дальнейшей дестабилизации в зоне ответственности ОДКБ». По мнению Лукашенко, для «повышения уровня взаимного доверия через совместные действия» уже сегодня необходимо «совершенствовать нормативно-правовую базу организации и национальных правовых актов», а также, что немаловажно, упростить «процедуру транзита контингентов с вооружением и военной техникой через территории государств-членов». Это означает, что в Минске рассчитывают создать в ОДКБ такие условия, которые позволят членам организации в любой момент рассчитывать на оперативное решение внутренних проблем, если таковые возникнут. Для Белоруссии это тем более важно, если помнить, что в отношении республики сегодня вполне открыто готовится иностранная интервенция, которая должна быть поддержана оставшимися в стране радикалами.
В белорусской столице прекрасно понимают, что в случае резкой дестабилизации обстановки внутри республики остановить беспорядки будет проще, если на помощь придут миротворцы из других стран, как это было в Казахстане. Более того, любая военная поддержка белорусских вооружённых сил, которая будет возможна не только в рамках совместной с Россией региональной группировки войск, позволит остудить горячие головы, как на Западе, так и на Украине, где также не первый день говорят о возможности «освободительного похода» в Белоруссию.
В связи с этим немаловажным является и предложение Лукашенко заняться «повышением готовности компонентов войск ОДКБ к выполнению задач по предназначению», а также «укреплением военно-технического сотрудничества государств-членов». В данном случае для Белоруссии важно продемонстрировать всем своим противникам, что Организация Договора о коллективной безопасности является реальной военно-политической структурой с современным вооружением, конфликтовать с которой не стоит. Тем более, что миротворческие силы ОДКБ должны будут, по словам Путина, получить «современное вооружение, военную и специальную технику и спецсредства». Для Белоруссии, которая сегодня, по сути, стала западным форпостом организации, получение дополнительных средств обороны является делом первостепенной важности, напрямую затрагивающим её безопасность.
Кроме того, Александр Лукашенко заинтересован и ещё в одном направлении развития ОДКБ – повышении международного статуса организации, в том числе через «сотрудничество с международными организациями и третьими странами». Для этого даже планируется организовать в 2023 году «международную конференцию высокого уровня по проблематике евразийской безопасности с приглашением высших должностных лиц секретариатов ООН, ШОС, СНГ и других международных организаций». В данном случае интересы Белоруссии также очевидны – на фоне нарастающей западной изоляции для Минска крайне важно иметь площадку, где будет представлена возможность доносить до мирового сообщества собственную точку зрения на происходящее как внутри республики, так и вокруг неё. И делать это не под оглушительную критику, как это было в случае с ЕС и США, а при определённых поддержке и понимании. Поэтому неслучайно Минск предлагает использовать ОДКБ для укрепления международных связей с крупными мировыми игроками, в том числе с Китаем. Для этого Лукашенко предложил инициировать «Стратегический диалог ОДКБ-КНР», в рамках которого должны будут пройти встречи представителей министерств иностранных дел, обороны и аппаратов советов безопасности государств. Кроме того, планируется организовать различные мероприятия с приглашением представителей «других заинтересованных стран и специализированных международных организаций», где будет обсуждаться борьба с дезинформацией и киберугрозой, противодействие незаконному обороту наркотиков, а также защита критической инфраструктуры, включая ядерные объекты, и биологическая безопасность. Все это, по замыслу Минска, повысит не только статус ОДКБ, но и отдельных его участников, в первую очередь самой Белоруссии.
Ещё одним направлением в работе на следующий год Минск планирует сделать «наращивание институционального потенциала ОДКБ в информационно-аналитической сфере». По сути это означает, что в белорусской столице окончательно осознали, что противодействие информационной войне, которая сегодня развернута не только против РФ, но и Белоруссии, является не менее важным делом, чем повышение обороноспособности государства. При этом Минск пока не в состоянии в одиночку бороться с данной проблемой, а значит нуждается в помощи своих союзников. Поэтому неслучайно Лукашенко предложил создать на территории стран-участниц организации «сеть национальных аналитических институтов стратегических исследований», которые будут вести работу по предотвращению угроз в сфере информации.
Таким образом, практически все направлении развития ОДКБ в ближайшее время так или иначе напрямую будут связаны с интересами Белоруссии, которая пытается доказать своим партнёрам, что без этого организация в будущем не сможет полноценно существовать. В Минске пытаются донести до стран, в первую очередь, Центральной Азии, что проблемы «гибридного» характера, куда входят на только вопросы военного противостояния, но и «санкционно-экономические, и информационные, и политические», рано или поздно могут коснуться и их, а поэтому уже сегодня нужно предпринимать меры для недопущения подобного развития сценария. Удастся ли белорусской стороне изменить отношение своих партнёров к проблемам глобальной безопасности на евразийском пространстве, покажет ближайшее время. Однако несомненно одно – Белоруссия сделает всё от себя зависящее, чтобы использовать выпавший ей шанс за счет ОДКБ повысить свою безопасность.