ссылка

По следам праведника

Белорусские партизаны перед операцией
Увеличить шрифт
А
А
А

Тема холокоста в советской и белорусской документальной и художественной литературе долгое время была несправедливо обойдена вниманием. Многие знают о сожжённых деревнях, партизанах и особенно о трагедии Хатыни, но лишь единицы могут назвать героев минского гетто или рассказать об особенностях реализации «окончательного решения еврейского вопроса» в белорусских городах и местечках. Уцелевшие люди редко возвращались на пепелища родных домов, их родные были уничтожены почти поголовно, поэтому оставшиеся в живых стремились держать подальше от мест трагедии. В стране, где некогда значительная часть населения разговаривала на идиш, сегодня вы почти не встретите евреев – свидетельством их былого благополучия остаются только старые фотографии да скупые строчки хроник.

Белорусы, в отличие от прибалтов или украинцев, не приняли деятельного участия в холокосте. Впрочем, спасти евреев от окончательного уничтожения им тоже было достаточно сложно: немцы каждый день охотились за прятавшимися людьми, выдавали награды за их головы. Многие еврейские общины были уничтожены сразу после прихода немецких войск, выделявших специальные подразделения для карательных акций. Случаи спасения отдельных людей были достаточно частыми, однако вывод нескольких сотен евреев за линию фронта – это настоящая «спецоперация», которая стала легендой в среде партизан и подпольщиков.

Николай Киселёв с семьей после войны
Николай Киселёв с семьей после войны

Деревня Долгиново в Минской области до войны была крупным поселением, основная часть населения которого составляли евреи. Эти люди в массе своей не успели эвакуироваться и остались на оккупированной территории, где их ждала смертельная опасность.

Немцы, занявшие Долгиново в конце июня 1941 года, не спешили окончательно ликвидировать еврейскую общину, поэтому многим из её членов удалось бежать в леса. 12 апреля 1942 года прошла первая акция уничтожения – около 900 человек расстреляли. Далее последовало еще несколько жестокий акций, во время одной из которых 1200 человек заживо сожгли в сарае. 5 июня 1942 года гетто было окончательно уничтожено вместе с его оставшимися обитателями – в общей сложности за год погибло почти 3000 человек. Сложно даже представить себе чувства людей, которые год находились в атмосфере дикого ужаса, ежедневно ожидая смерти.

В зоне Долгиново находилась партизанская бригада «Народный мститель», под командованием Василия Воротнянского (Дяди Васи), которая была вынуждена приютить часть бежавших людей. В большинстве своем это были женщины и дети, которые не были способны держать в руках оружие. Учитывая то обстоятельство, что партизанам приходилось мобильно перемещаться по лесам, а не создавать устойчивые лагеря, проблема с гражданским населением встала очень остро. Нужно было срочно переправить беженцев на советскую сторону, которая находилась бесконечно далеко от партизанского расположения.

Единственным, хотя и очень опасным участком прорыва Суражские ворота – так называлась болотистая местность, которая находилась между флангами немецких армий «Центр» и «Север». Нельзя сказать, что она оставалась безопасным местом для прохода – немцы всё время пытались проводить «зачистки» территории, устраивая карательные рейды. Вместе с тем постоянных немецких гарнизонов в этом месте не было, поэтому вывести людей было реально. Оставалось лишь определиться с тем, кто возглавит отряд и возьмет на себя ответственность за исход операции.

Карта, на которой указано расположение Суражских ворот
Карта, на которой указано расположение Суражских ворот

На примете у Воротнянского был такой человек. В отряде он был известен как Федор Баландин, хотя в действительности его звали Николаем Киселёвым. Он был бежавшим из немецкого плена политруком, которому удалось пробраться в партизанский отряд и принять участие в боевых действиях. Выбор Воротнянского легко понять: Киселёв активно проявил себя в деле и имел налаженные связи среди местного населения.

Чтобы представить себе всю опасность предполагаемой операции, необходимо учесть, что пройти партизанской группе предстояло огромное расстояние в 1500 километров по территории БССР и РСФСР. Начинала она свой путь на Вилейщине, а завершала в Калининской области (нынешняя Тверская). Понятно, что никаких твёрдых связей за пределами «Народных мстителей» у Киселева не было, а ведь в походе людей нужно было кормить и защищать. Разумеется, на большой отряд сопровождения и значительный обоз рассчитывать при этом не приходилось.

В общей сложности предстояло вывести 278 гражданских, имея только 7 человек охраны. Некоторым соратникам Киселёва такой поход казался форменным самоубийством.

В августе группа выдвинулась в путь. Идти предстояло по ночам, так как в дневное время людей могли заметить случайные зрители и донести немцам. Кроме того, можно было нарваться на карательный немецкий отряд, разыскивающий партизан. Киселёв старался максимально использовать ресурсы, которые у него были, однако прокормить такое количество людей должен образом не представлялось возможным. Рассчитывать на местных не выпадало, ведь всегда оставался шанс столкнуться с предательством. Понятно, что продукты также нельзя было купить, оставалось надеяться на человеческое сочувствие и милосердие.

В пути Киселёву приходилось сталкиваться не только с внешней опасностью, но и с подлостью некоторых людей из своего отряда. Натерпевшись за годы мучительного существования в гетто, они отчаянно цеплялись за жизнь и были готовы избавиться от любого, кто их обременял. Командиру пришлось в приказном порядке спасать не только больных, но и детей, которые плакали от голода и могли обнаружить беглецов. Возникали конфликты, и лишь авторитет Киселёва спасал положение.

Кадры из фильма «Праведник»
Кадры из фильма «Праведник»

Блуждать в чрезвычайно опасной местности партизанской группе довелось три долгих месяца. Лишь 25 ноября Киселев вывел евреев в партизанскую зону, примыкающую к фронту. Здесь бывшего политрука ждали неприятности – его арестовала военная контрразведка и обвинила в дезертирстве. Лишь поручительство огромного количества людей спасло Киселёва от трибунала.

До конца пути добралось 218 человек. Часть, не выдержавшая невзгод пути, попыталась уйти отдельной группой.

За свой подвиг Киселёв был удостоен ордена Отечественной войны I степени. К счастью, ему удалось уцелеть в годы войны. За работу уже в мирное время герой был награжден медалью «За трудовую доблесть».

Большинство спасённых евреев также пережили самую страшную для них войну. Многие из них встречались с Киселёвым и благодарили его за спасение. В 2022 году подвиг командира нашёл своё отражение и в кинематографе – вышел фильм режиссера Сергея Урсуляка «Праведник», роль Киселёва в котором сыграл актер Александр Яценко.

Мемориальный камень в сквере имени Николая Киселёва на Новом Арбате
Мемориальный камень в сквере имени Николая Киселёва на Новом Арбате

К сожалению, уже в наше время нашлись люди, которые подвергли подвиг Киселёва сомнению. Они заявляли, что он всего лишь выполнял приказ и спасал свою жизнь, пробираясь в тыл. Однако объективное изучение действий Киселёва, его неустанная забота о каждом члене отряда, были подтверждены многими участниками рискованного рейда. В 2018 году национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма Яд ва-Шем удостоил Николая Киселёва почетного звания «Праведник народов мира».

196
Поставить лайк: 214
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору