Полководец и реформатор Лорис-Меликов
Имя Михаила (Микаэля) Тариэловича Лорис-Меликова, которого русская общественность прозвала «диктатором сердца», в наше время незаслуженно забыто. А ведь этот человек стал одним из главных героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг. на Кавказе и автором большого конституционного проекта, едва не введённого императором Александром II. К сожалению, бомба народовольцев на долгие годы отстрочила принятие в России прав и свобод, которые задумывал Лорис-Меликов. С восшествием на престол Александра III, ненавидевшего реформаторов, блестящая карьера нашего героя закончилась, а сам он уехал за границу, где вскоре умер – в конце декабря 1888 года.
Выходцы из Кавказа ещё в XVII столетии начали массово перебираться в Россию и оседать в крупных городах, где им были созданы выгодные экономические условия. Представители армянского и грузинского дворянства охотно поступали на военную службу, из их среды вышли герои Кавказа князь П.И.Багратион и А.А.Тергукасов. Их преданность новому Отечеству была тем сильнее, что русские войска несколько столетий были практически единственным спасением для армянского и грузинского народа от ига турок и персов. Когда начиналась очередная война с Османской империей или Персией, то армяне, грузины и русские плечом к плечу отражали нашествия мусульманских войск, горевших желанием покончить с христианством на Кавказе.
Род Лорис-Меликовых, из которого вышел Михаил Тариэлович, обладал не совсем обычной историей. Его представители имели армянские корни, однако официально принадлежали к грузинскому дворянству. Кроме того, в своё время ради политической выгоды они приняли ислам, но потом опять вернулись в христианство. Таким образом, наш герой был одновременно армянином и грузином, потомком христианских князей и меликов (крупных феодалов) Персидского шахства.
Михаил Тариэлович родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) и в детстве был сорвиголовой, неоднократно порицаемым за неблаговидные поступки. Остепенила его лишь военная служба, которая привела молодого человека в горы Чечни и Дагестана. Кавказская война шла в России с 1817 года и иногда казалась бесконечной. Горцы, пользуясь характером местности, легко ускользали от регулярной русской армии и появлялись в неожиданных местах, чтобы нанести удар в спину. Лорис-Меликову, который несколько лет находился в боевой обстановке, эта борьба помогла понять особенности войны в горной местности и стать боевым кавказским генералом.
В Крымскую войну наш герой воевал уже с турками и прославился на полях сражения при Башкадыкларе и при осаде Карса. Его равно ценили русские командующие В.О.Бебутов и Н.Н.Муравьёв-Карский, отмечавшие глубокий ум и способности своего подчинённого. Любопытно, что о действиях генерала оставил своё упоминание и Л.Н.Толстой в своей повести «Хаджи-Мурат». Это говорит о том, что Лорис-Меликова на Кавказе хорошо знали и считали важной фигурой.
В те годы Михаил Тариэлович был сугубо военным человеком, поэтому мало кто мог предположить, что этот человек с тонким восточным лицом станет близким советником императора Александра II. Тем не менее, в свободное от войны время Михаил Тариэлович исполнял и обязанности гражданского администратора, ведь на занятых территориях часто не хватало дельных чиновников. В 1863 году он удостоился высокой чести быть назначенным атаманом Терского казачьего войска и руководителем Терской области. Со своими обязанностями генерал блестяще справился, чем и привлёк внимание Санкт-Петербурга.
Последняя война, в которой наш герой принял участие, была с турками и проходила не только на Балканах, но и на Кавказе. Здесь Лорис-Меликов уже действовал абсолютно самостоятельно и нанёс туркам множество поражений, из которых самым громким было Авлияр-Аладжинское осенью 1878 года. За свои успехи Михаил Тариэлович был удостоен графского титула и стал одним из самых известных военных деятелей империи.
После победу над турками Лорис-Меликов некоторое время занимал административные посты, из которых самый главный – в Харькове. Здесь он исполнял обязанности генерал-губернатора и боролся с поднимавшим голову революционным движением. Успехи Михаила Тариэловича на этой ниве были такими впечатляющими, что после очередного покушения народовольцев на царя он был вызван в столицу и назначен начальником Верховной распорядительной комиссии. Эта организация должна была бороться с народовольческим террором и имела чрезвычайные полномочия в условиях политической нестабильности. Кроме того, вскоре Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел Российской империи.
В отличие от многих царских чиновников, Михаил Тириэлович прекрасно понимал, что одним лишь кнутом революционные порывы не задавишь. К сожалению, у него оставалось слишком мало времени, чтобы разработать собственный конституционный проект, который бы коренным образом менял власть в России. Александр II, прочитавший документ, оказался доволен его содержанием и пообещал вынести доклад графа на рассмотрение кабинета министров. Беда в том, что произошло это ровно в день удавшегося покушения на царя, разом перечеркнувшего все надежды реформаторов-конституционалистов.
Как уже упоминалось выше, новый царь даже видеть не хотел ни самого Лорис-Меликова, ни его проект. Потрясённый крахом всех своих идей, граф подал в отставку, уехал из России и вскоре умер в Ницце. Не приходится сомневаться, что душевные потрясения значительно ускорили кончину этого замечательного человека. Его прах был перевезён в Тифлис, где до настоящего момента сохранилась могила полководца и реформатора.
Лорис-Меликов совсем немного не успел реализовать свои планы, однако резонанс от его проекта был настолько сильным, что через два десятилетия в России всё-таки появилась Конституция. К сожалению, на этот раз она была вырвана у царского правительства революцией, а не оказалась принята власть предержащими. Таким образом, в очередной раз подтвердилась истина о том, что лишь своевременные действия способны оказать плодотворное влияние на развитие страны и предотвратить крах её политической системы. Лорис-Меликов мог спасти империю своим своевременным вмешательством, но, увы, история не знает сослагательного наклонения.
Заглавная иллюстрация. Портрет Лорис-Меликова кисти художника И.К. Айвазовского.