ссылка

Полоцкий поход Ивана Грозного

Заглавное фото: Осада Полоцка в 1563 году, гравюра из Аугсбурга
Увеличить шрифт
А
А
А

С началом Ливонской войны между Москвой и Ливонским орденом (1558 год) Великое княжество Литовское выбирало момент, чтобы вмешаться в ход боевых действий. Литовцы мечтали о реванше за утраченный Смоленск, однако совершенно не рассчитывали свои силы перед грядущим противостоянием. Иван Грозный, изначально не планировавший воевать с Литвой, вынужден был ответить на объявление войны. Началась подготовка к большому походу на запад.

Подробный план города-крепости Полоцка на гравюре XVI века
Подробный план города-крепости Полоцка на гравюре XVI века

Важнейшей крепостью Великого княжества Литовского на московской границе был славный русский город Полоцк. Литовцы держали в нём большой гарнизон, предназначавшийся не только для обороны, но и для поддержания лояльности местных жителей, смущённых антиправославной политикой великих князей литовских. Войска под командованием воеводы Станислава Довойны размещались в «Верхнем замке», находившемся на высокой горе  и укреплённом мощными деревянными стенами и башнями. Они не были многочисленными и должны были лишь задержать московские силы перед приходом основной литовской армии.

В Москве к предстоящей осаде мощной крепости готовились основательно. Уж осенью 1562 года царь приказал свозить в пограничный город Великие Луки припасы и порох. О значении, которое  придавали взятию Полоцка, говорит тот факт, что Иван Грозный лично решил возглавить идущие в поход войска. По обыкновению они были разделены на передовой, большой, левой и правой руки, а также запасной (царский) полки.

Зная о силе вражеских укреплений, московские воеводы взяли с собой большой наряд (артиллерию) с большими и малыми пушками. Его обслуживали так называемые «даточные люди», которых набирали из свободных крестьян и горожан.

Любопытно, что имея сведения о подготовке большого похода, литовские власти умудрились совершенно не подготовить Полоцк к осаде. Не позаботились они и о создании серьёзной армии, которая могла бы помогать осаждённым и угрожать тылам русского войска. Таким образом, взятие крепости было всего лишь делом времени.

Выступая в поход, Грозный позаботился и об идеологическом обосновании большой осады. Выступая перед воинами, священники рассказывали о великом утеснении православной церкви в Литве, говорили о священном долге освобождения русской земли. В народе ходил слух о чудесном сне брата царя Юрия Васильевича, который сулил быстрое и успешное завершение осады. С собой в поход царь взял крест Ефросиньи Полоцкий, подаренный Спасскому монастырю. Это придавало осаде характер крестового похода за освобождение православного города.

Русское войско и наряд в походе. Миниатюра из Лицевого свода
Русское войско и наряд в походе. Миниатюра из Лицевого свода

В Великих Луках, где собирались припасы, царь произвёл смотр полков. Их численность по разрядным книгам (Разряд – прообраз военного министерства) установлена достаточно точно – 31 тысяча человек. Значительную часть армии составляла конница.

Отслужив торжественный молебен, рать двинулась к литовской границе. Вперёд высылались небольшие конные разъезды, которые задерживали всех, кто мог доставить в Полоцк сведения о численности и передвижениях русского войска. Лошади и люди тащили на себе пушки, осадные туры (специальные щиты, устанавливаемые для защиты осадной артиллерии и её обслуги), а также провиант.

В это время полоцкий воевода Довойна  «с миру по нитке» собирал пополнение к своему слабому гарнизону. Под литовские знамёна была поставлена вся местная шляхта, в город прибыл большой отряд польских наёмников. Кроме того, на важные участки обороны были привлечены полоцкие горожане. Для небольшой осады собранных людей вроде бы хватало, но Довойна не знал, что помощи в виде большого войска ему ждать не приходится.

31 января московское войско показалось перед городом. Иван Грозный приказал со всех сторон окружить Полоцк, чтобы избежать подхода к врагу подкреплений. Одновременно он приказал отправить к Довойне гонца с предложением о сдаче, но вскоре узнал о казне своего посланника. Почему полоцкий воевода, знавший о слабости обороны, пошёл на такой шаг, остаётся загадкой. Возможно, тем самым он пытался показать гарнизону, что «все мосты сожжены».

Царь приказал своим полкам произвести перед городом несколько публичных демонстраций силы. Под звуки сурн и труб русское войско, подняв стяги, прошло возле стен. Легко представить, какие разные чувства испытывали при этом действе солдаты гарнизона и полоцкие мещане.

Карта осады Полоцка с указанием направлений главных ударов русских войск
Карта осады Полоцка с указанием направлений главных ударов русских войск

Иван Грозный готовился к осаде крепости не спеша и основательно. Даточные люди устанавливали туры и шатры, прикидывали, где лучше разместить большие пушки. В скоро времени начался обстрел города, наносивший большой вред обороняющимся. У литовцев и поляков артиллерия также присутствовала, однако она была слабой и била на небольшие расстояния. Не имея выбора, Довойна приказал создавать хотя бы видимость ответных действий.

Царь не спешил бросать свои войска на решающий штурм и предпочитал наблюдать, как тяжёлая артиллерия в щепки разносит деревянные стены и башни. В промежутках между обстрелами он пытался склонять Довойну к сдаче города. Литовский воевода, надеявшийся получить помощь, кормил Ивана Васильевича обещаниями и одновременно слал отчаянные призывы о помощи в Вильно (столицу Литвы). Впрочем, Грозный ему не слишком доверял, поэтому осадные работы никогда не прекращались.

9 февраля после мощного обстрела и решительного приступа литовцы были вынуждены оставить Великий посад (жилую часть города) и отступить в Верхний замок. Осада близилась к своему логическому завершению.

Заняв Посад, Грозный приказал немедленно перетащить пушки к последнему литовскому укреплению. На Верхний замок обрушился такой град ядер, что во многих местах начались сильнейшие пожары. Довойна с ужасом наблюдал, как в стенах образуются проломы, а его последние солдаты погибают, не имея возможности ответить на обстрел.

К середине февраля никой возможности для дальнейшего сопротивления гарнизон уже не имел. Подавляющая его часть погибла, дезертировала или получила тяжёлые ранения. Довойна мог сколько угодно говорить о долге перед великим князем литовским, однако его измученные люди находились на пределе своих сил. Начались переговоры о капитуляции.

Знатный московский всадник. Гравюра Авраама де Брюина
Знатный московский всадник. Гравюра Авраама де Брюина

15 февраля церковная процессия во главе с полоцким епископом Арсением вышла из Верхнего замка. Условия, которые предложил русский царь, оказались на удивление милостивыми. Он даже согласился отпустить польско-литовский гарнизон вместе с его командирами. Воевода Довойна некоторое время побыл в плену, а потом был отпущен на свободу. В городе был оставлен крупный отряд русских войск во главе с воеводами  И.П. Шуйским, П. С. Серебряным и В.С. Серебряным.

Завершив осаду, Иван Грозный приказал основной армии возвращаться в Москву. В послании к великому князю литовскому Сигизмунду Августу он написал: «Что ни есть в Полоцком повете чье ни буди, то все наше».

Грозный мечтал присоединить Полоцк к Российскому царству, однако из-за опричнины Россия лишилась лучших воевод, и победа в войне стала клониться на сторону Литвы и Польши. В 1579-м году король Речи Посполитой (государство, созданное на основе унии между Литвой и Польшей в 1569-м году) Стефан Баторий после тяжёлой осады взял город, уничтожив многих его защитников. Окончательно Полоцк вернулся в состав общерусского государства лишь в правление императрицы Екатерины II, разделившей Речь Посполитую. Впрочем, несмотря на многовековую оккупацию, город в полной мере сохранил свою русскую идентичность.

Заглавное фото: Осада Полоцка в 1563 году, гравюра из Аугсбурга

160
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору