Прерванный полёт Екатерины Будановой
В памяти своих соратниц лётчик-ас Екатерина Васильевна Буданова осталась, как бойкий, всегда весёлый и немножко взбалмошный человек. На фронте она носила мужскую стрижку, дружила с мужчинами и всячески демонстрировала окружающим, что настолько увлечена борьбой с фашизмом, что ей нет дела до личной жизни. Как и её знаменитая подруга, Лидия Литвяк, Екатерина погибла во время тяжёлых боёв 1943 года, когда решалась судьба страны. По мнению военного руководства, Буданова и Литвяк были одними из лучших пилотов среди тех женщин, которые добровольно поступили в авиацию. На их совокупном счету оказались десятки сбитых немецких самолётов, многие из которых по своим лётным качествам были лучше советских.
Наша героиня родилась во время одной войны, а погибла по время другой. В те времена локальные и международные конфликты захлестнули мир. Семья Екатерины была многодетной, поэтому девушка с ранних лет занималась физическим трудом и воспитывала братьев и сестёр. Буданова уехала в Москву, где работала и училась в вечерней школе. Одновременно, как и многие её сверстники, Екатерина увлеклась авиацией и поступила в аэроклуб. Здесь она показала такие успехи в учёбе, что была оставлена преподавать в качестве лётчика-инструктора. Когда началось немецкое вторжение, то Буданова написала рапорт с просьбой перевести её на фронт. Вскоре, после быстрого переобучения, ей доверили истребитель «Як-1», с которым она и охотилась на немецкие самолёты. В Саратове, где Екатерина училась и принимала первые бои, девушка познакомилась с Лидией Литвяк и стала её лучшей подругой.
В 1941-1942 годах люфтваффе царили в небе, поэтому советским лётчикам приходилось нелегко. Им приходилось драться на машинах менее совершенной конструкции и компенсировать это профессионализмом. Заслужив похвалу командования за блестящие вылеты, Буданова 10 сентября 1942 года была переведена на Сталинградский фронт. Здесь решалась судьба страны, и очень требовались лучшие лётчики, способные драться с асами люфтваффе.
На фронте девушка воевала как в составе группы, так и индивидуально, охотясь за отдельными немецкими самолётами. Вскоре Буданова сбила два «Me-109» и «Ju-88», а потом последовали и новые победы, в которых лётчице поручались самые сложные задания. Командир полка 296-го истребительного авиационного полка майор Николай Иванович Баранов назначил её своей ведомой, что считалось признанием высоких лётных качеств женщины-авиатора.
Самой ценной добычей в бою для Екатерины стал самолёт-разведчик «Фокке-Вульф» Fw.189. Он считался очень удобной машиной, обладавшей высокой скоростью и неуязвимостью, поэтому охота за ним была делом почти безнадёжным. Буданова смогла поймать его во время свободной охоты и уничтожить, вызвав восхищение своих соратников.
23 февраля 1943 года Екатерина получила долгожданную награду – орден «Красной Звезды». Впереди, казалось, ещё целая жизнь со всеми её радостями и невзгодами. Тем не менее, подобная радость была отпущена немногим, ведь в тяжёлых боях с опытными противником было сложно уцелеть. 19 июля 1943 года, во время боёв за освобождение Донбасса, самолёт Будановой был сбит фашистами, а сама она получила смертельное ранение. Собрав последние силы, лётчица смогла посадить машину на поле и после этого потеряла сознание. Вскоре от полученных ран она скончалась. Была похоронена возле села Новокрасновка. Первого октября 1993 года лётчица посмертно получила звание Героя Российской Федерации.
Заглавное фото. Лётчик-ас Екатерина Буданова